На селекторном заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены ход реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы и проект на 2020-2025 годы.
С докладом выступил министр индустрии и инфраструктурного развития Б. Атамкулов, который сообщил, что за последние 5 лет на развитие транспортной отрасли в рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы направлено порядка 5,8 трлн тг.
В результате создано более 400 тысяч рабочих мест, доля транспорта в ВВП выросла до 8,3%, производительность труда – в 1,7 раз, общий транзит контейнеров – в 3 раза с 271 тыс. до 825 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, доход от транзита – в 4,3 раза с 180 млрд до 782,4 млрд тг, объем транзита грузовых автоперевозок – в полтора раза с 1,3 млн до 1,8 млн тонн, количество транзитных авиапассажиров – в 4 раза до порядка 1 млн. транзитных пассажиров.
Построено и реконструировано 3 тыс. км автодорог республиканского значения, отремонтировано 15 тыс. км автодорог областного и районного значения, введено в эксплуатацию 1,4 тыс. км новых железных дорог, проведена модернизация 6 взлетно-посадочных полос в аэропортах Уральска, Петропавловска, Алматы, Семей, Костанай, Балхаш. Пропускная способность терминалов на границе с Китаем увеличена до 40 млн тонн в год. За счет расширения порта Актау и строительства порта Курык мощности портовой инфраструктуры на Каспии увеличены с 17,5 млн до 27 млн тонн в год. Протяженность инженерных сетей составила 3,4 тыс. км. Объем грузоперевозок по внутренним водным путям с начала реализации программы «Нұрлы жол» вырос на 86 % – с 750 тыс. тонн до 1,4 млн тонн, возобновлено сквозное судоходство по реке Иртыш и улучшено качество судоходных водных путей.
«Сформирована устойчивая транспортно-логистическая система. В результате Казахстан стал трансконтинентальным мостом между Европой и Азией. Задачи Елбасы по созданию регионального транспортно-логистического хаба и развитию транзитного потенциала страны находятся в активной стадии исполнения», — сказал А. Мамин.
Общий объем финансирования новой Госпрограммы до 2025 года составит 6,598 трлн тг. В рамках развития автодорожной инфраструктуры планируется реконструкция 10 тыс. км и ремонт 11 тыс. республиканской сети, ремонт 27 тыс. км. местной сети. В железнодорожной отрасли планируется модернизация участка Достык-Мойынты и электрификация участка Мойынты-Актогай. Для целей развития малых воздушных линий планируется строительство 16 аэродромов.
С целью приведения к национальному стандарту в сфере автомобильного транспорта планируется строительство и модернизация порядка 133 автостанций/вокзалов и пунктов обслуживания пассажиров.
В целом, реализация новой Госпрограммы «Нұрлы жол» позволит создать 551 тыс. рабочих мест, в том числе 48,5 тыс. постоянных и 502,2 тыс. временных, увеличить объем инвестиций в основной капитал транспортной отрасли в 3 раза с 1,1 до 3,4 трлн. тг, объемы транзита на ж/д транспорте – с 18,1 млн до 26,9 млн тонн, на автомобильном транспорте – с 1,6 до 3 млн тонн в год.
«Как отметил Елбасы на недавнем заседании фракции «Нур Отан», новая пятилетка программы «Нурлы жол» является одной из основополагающих государственных программ, направленной на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала страны», — сказал А. Мамин.