Аграрный прорыв. Сельхозпроизводство в ЕАЭС с 2012 года выросло на 20%

0
513

С 25 по 27 сентября в столице Киргизии Бишкеке пройдет IV ежегодный Международный выставочный форум «Евразийская неделя». На пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членами которого являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, «Неделя» играет роль крупнейшего глобального делового мероприятия. Его цель – представить потенциал ЕАЭС для привлечения инвестиций и выработки инновационных решений в сфере экономического развития стран-участниц союза и его партнеров. В ходе «Евразийской недели» обсудят практически все аспекты экономической интеграции, как в рамках ЕАЭС, так и за его границами, включая общий аграрный рынок.  Участник Бишкекского форума, член коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу  Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Александр Субботин накануне начала работы «Недели» в эксклюзивном интервью «Финансовой газете» остановился на перспективах развития АПК в ЕАЭС.

Как повысить конкурентоспособность

– Как вы оцениваете перспективы развития общего аграрного рынка стран ЕАЭС?

– Насыщение внутреннего рынка продовольственной продукцией собственного производства – важнейшее условие устойчивого развития наших государств и гарантия обеспечения экономической безопасности. Поэтому абсолютно логично, что стороны договорились проводить в Союзе согласованную агропромышленную политику для удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта продовольственной продукции.

И в этом нам удалось достигнуть определенных успехов. Начиная с 2012 года объем сельхозпроизводства в Союзе увеличился почти на 20%, импорт сократился на 30%, отрицательного сальдо снизилось в 5 раз. Мы видим, что с развитием собственного производства у нас открываются возможности для экспорта сельхозпродукции, рост которого за 6 лет составил 40 %.

Важно сконцентрироваться на реализации совместных проектов в области ресурсного обеспечения аграрного сектора, научно-инновационного развития, совершенствования специализации и размещения производства.

– Остаются ли ограничительные барьеры на пути взаимных поставок сельхозпродукции? Какие меры предпринимаются по свободе перемещения товаров?

– Несмотря на то, что сегодня в рамках Союза созданы условия для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, на практике это не всегда возможно обеспечить в полной мере. Препятствия и барьеры в торговле, которые пока еще сохраняются, связаны, как правило, с существующими отсылочными нормами в праве Союза для принятий самостоятельных решений на национальном уровне.

Однако на постоянной основе проводится работа по выявлению препятствий и их устранению. В этом году ликвидированы ряд ограничений за счет создания единого перечня карантинных объектов, единых фитосанитарных требований, а также приняты правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной границе и на таможенной территории Союза. В высокой степени готовности документ по согласованным подходам при проведении идентификации и регистрации животных и продукции животного происхождения.

Вступило в силу Соглашение об обращении семян сельскохозяйственных растений. Формирование единого рынка семян снизит финансовую и временную нагрузки на бизнес, позволит ежегодно экономить порядка $1–1,5 млн и сократить сроки межгосударственной поставки семян. На завершающей стадии согласования находится Соглашение по унификации проведения селекционно-племенной работы с животными. Его принятие позволит снять существующие ограничения в торговле такой продукцией. Ежегодно экономический эффект от реализации Соглашения может составить $1,3 млрд.

– Насколько переработка аграрной продукции конкурентоспособна по сравнению с третьими странами?

– Пищевая и перерабатывающая промышленность ЕАЭС демонстрирует положительную динамику развития – в 2018 году производство увеличилось к показателю 2017 года на 4,4%. Высокий прирост к уровню 2017 года отмечен по производству мяса – 9,3%, масел растительных – 4,5% и сыров – 4,1%.

У нас имеется индикатор инвестиционной привлекательности, где необходимо сконцентрировать усилия для повышения конкурентоспособности. Так, рынок готовой продукции животноводческой отрасли, включая сыр, сливочное масло, колбасы, по итогам 2018 года оценивается в $500 млн, однако только по готовой молочной продукции производство молока должно быть увеличено на 13% в сравнении с 2017 годом.

При этом основными перспективными направлениями аграрного бизнеса являются: производство оборудования для молочной и мясной промышленности; развитие тепличного хозяйства для производства ранних овощей; строительство логистической инфраструктуры; производство комбикормов, микробиологических препаратов и кормовых добавок; производство биологических и химических препаратов; развитие садоводства и производство натуральных соков из местного сырья и другие.

Как увеличить экспорт

– Как бы вы оценили географию поставок аграрной продукции?

– На экспорт в 2018 году отправлено сельхозпродукции на сумму $25 млрд, что само по себе является для Союза рекордным показателем. На взаимную торговлю внутри объединения приходится $8,7 млрд, хотя и по данному показателю страны ЕАЭС демонстрируют положительную динамику (+5,2% к 2017 году и показатель растет второй год подряд). При этом география экспортных поставок достаточно широкая. С 2014 года Союз стабильно экспортирует свою сельхозпродукцию более чем в 150 стран мира, включая страны Европы, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и другие.

Однако аграрный экспорт Союза сконцентрирован в основном на экспорте сырья. Наибольший удельный вес занимает зерно – около 45%, далее следуют поставки рыбы (16,8%), жиров и масел (10,2%). Вместе данные товары составляют практически 2/3 от общего объема экспорта.

– Насколько сельское хозяйство обеспечивает внутренние потребности стран Евразийского экономического союза?

– Развитие агропромышленного производства позволило странам Союза достичь высокого уровня обеспеченности основными продовольственными товарами. В 2018 году в целом по Союзу этот показатель превысил 92%. За счет собственных ресурсов государства-члены полностью удовлетворяют внутреннюю потребность в зерне, свинине, мясе птицы, растительных маслах, яйцах и сахаре. В ближайшей перспективе мы планируем обеспечить потребности населения Союза практически по всем товарам, за исключением говядины и фруктов.

К сожалению, сейчас сохраняется более чем двукратное превышение спроса на фрукты и ягоды по сравнению с объемами их производства. Ежегодно на импортные яблоки и груши расходуется свыше $1 млрд, хотя у Союза есть все предпосылки для наращивания собственного производства.

– Как вы оцениваете уровень развития инноваций в АПК?

– Если говорить в целом по экономике, то в международном рейтинге уровня развития инноваций среди более чем 120 стран мира государства нашей «пятерки» занимают не самые высокие позиции. Например, в 2018 году Россия была на 46-й строчке, Армения – на 68-й, Казахстан – на 74-й, Беларусь – на 86-й, Кыргызстан – на 94-й. Одним из сдерживающих факторов здесь следует признать недостаточный объем выделяемых государствами средств на науку. По данным Всемирного банка, в Союзе доля расходов на исследования в ВВП в 2016 году варьировала от 0,1% в Кыргызстане до 1,1% в России.

В этой связи для повышения конкурентоспособности отрасли необходимо опережающими темпами внедрять инновационные разработки в агропромышленный сектор Союза. Для этого Комиссией совместно со странами Союза обеспечена возможность реализации совместных НИОКР – ведущие национальные научно-производственные организации Союза объединились в Евразийские технологические платформы.

С целью снижения зависимости стран Союза от импорта высокотехнологичных средств производства, семян, кормов, генетического материала, мы определили совместные действия по развитию селекции и семеноводства. Обсуждается и организация евразийских научно-инновационных центров компетенции в области геномной селекции, развитие биотехнологий для ускоренного разведения скота. Работа данных центров позволит на инновационной основе повысить конкурентоспособность молочного и мясного скотоводства и снизить зависимость от импортного племенного материала.

– Как повлияли на АПК российские контрсанкции?

– Эта вынужденная мера благоприятно сказалась на росте взаимной торговли между Россией и другими странами ЕАЭС. Практически по всем видам сельхозпродукции, подпадающими под антисанкции (за исключением молока и колбас), отмечается увеличение поставок в Россию из других стран ЕАЭС. При этом, говоря о возможном реэкспорте данных товаров, необходимо отметить, что Комиссией на постоянной основе ведется мониторинг таких поставок. Результаты показывают, что в большинстве случаев увеличение импорта из третьих стран и одновременный рост поставок в Россию не наблюдаются. Имеющиеся же случаи значительных объемов поставок государств-членов ЕАЭС на территорию России связаны с развитием собственного производства в странах-партнерах и направлены на укрепление взаимной торговли Союза.

– Как развивается импортозамещение?

– В настоящее время сохраняется высокий уровень зависимости внутреннего рынка Союза от импорта высокотехнологичных средств производства. Кроме того, государства-члены зависимы от импорта отдельных видов продовольствия, который  в 2018 году составил более $30 млрд. При этом из общего объема импорта на товары, которые по природно-климатическим условиям не могут быть произведены в государствах-членах, приходится только порядка 30%.

Исходя из этого, взаимодействуя в рамках согласованной агропромышленной политики, вопрос снижения импортной зависимости в сфере АПК обеспечивается созданием общих рынков высокотехнологичной продукции, развитием взаимодействия государств-членов по чувствительным сельскохозяйственным товарам, реализации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В текущем году Комиссии разработаны и приняты 7 рекомендаций по развитию сотрудничества по чувствительным сельскохозяйственным товарам: масличных культур и масложировой продукции, мяса птицы, свинины, крупного рогатого скота, молока, в овощеводстве и плодоводстве. Принятые документы направлены на использование интеграционного и импортозамещающего потенциала в производстве и насыщении аграрного рынка продукцией собственного производства.

Интервью взял Константин Смирнов