Во время острого обострения конфликта между Ираном и Израилем в июне 2025 года десятки авиакомпаний по всему миру экстренно приостановили рейсы в регион Ближнего Востока. Причина — риски для гражданских воздушных судов в зоне повышенной военной активности.
По данным FlightRadar24 и IATA, около 3400 рейсов были либо отменены, либо отклонены от маршрута с 7 по 18 июня, включая ключевые хабы: Тель-Авив, Дубай, Доху и Тегеран.
Потери авиакомпаний и логистических операторов
- Lufthansa, Emirates, Qatar Airways, Turkish Airlines, Air France, British Airways — одни из крупнейших перевозчиков, объявивших об отмене рейсов.
- Только Lufthansa заявила об убытках в размере от €45 до €60 млн за две недели из-за перераспределения бортов и компенсаций пассажирам (источник: Reuters).
- Qatar Airways сообщила о необходимости менять до 18% маршрутов, что увеличивает издержки на топливо и логистику в среднем на 9–12% на рейс.
Для бизнес-пассажиров, грузовых авиалиний и логистических компаний отмена рейсов и удлинение маршрутов означает:
- Нарушение поставок и срыв контрактов.
- Увеличение сроков доставки на 2–4 дня.
- Рост стоимости грузоперевозок на 18–25% на ряде направлений в Азию и Европу.
Аэропорты региона под ударом
- Международный аэропорт Бен-Гурион (Израиль) и международный аэропорт Имам Хомейни (Иран) работали с перебоями. По оценке ACI Europe, из-за падения трафика аэропорты региона потеряли более $250 млн совокупной выручки за две недели конфликта.
- Ближневосточные хабы — Дубай и Доха — испытывали перегрузки из-за перенаправления рейсов.
Туризм и MICE: отмены и пересмотры планов
- Туристические поездки в Израиль и Иран упали почти до нуля. По данным UNWTO, уровень бронирований в Израиле упал на 93% в сравнении с маем, в Иране — на 88%.
- Международные конференции и бизнес-встречи, ранее запланированные в Дубае, Аммане и Тель-Авиве, были отменены или перенесены онлайн, что, по подсчётам Global Business Travel Association (GBTA), привело к потере $1,4 млрд в сегменте MICE (Meetings, Incentives, Conferences, and Exhibitions) в регионе.
Последствия для Казахстана и Центральной Азии
- Авиарейсы, пролегающие через воздушное пространство Ирана, были временно перенаправлены через Туркменистан, Узбекистан и южную Россию.
- По данным источников в Air Astana, это повлекло увеличение времени полета до Европы на 30–45 минут и рост затрат на топливо.
- Некоторые казахстанские логистические компании были вынуждены приостановить контракты на поставки в Персидский залив.
Влияние на глобальную авиацию и страхование
- Lloyd’s of London пересмотрела ставки страхования для перевозок через воздушное пространство Ирана и Израиля: рост премий составил от 70 до 140%.
- Глобальные авиахолдинги уже запросили пересмотр условий от ICAO и страховых регуляторов.
- Временная остановка рейсов ударила и по биржам: акции авиаперевозчиков потеряли 3–5% в первой половине июня (данные: Bloomberg).
Выводы для бизнеса
- Риски геополитики напрямую влияют на авиа и логистику — ключевые отрасли, от которых зависят и e-commerce, и международная торговля.
- Диверсификация маршрутов — вопрос не только удобства, но и выживаемости бизнеса.
- Необходимость встраивать гибкие цепочки поставок и план «B» для перемещения людей и товаров через альтернативные регионы (Центральная Азия, Кавказ, Черноморье).
По данным: FlightRadar24, IATA, Reuters, Bloomberg, ACI Europe, UNWTO, GBTA, Lloyd’s, ICAO.