Владеть автомобилем в Казахстане всё дороже: только ремонт вырос в цене на 13,3%

0
7
Фото: из открытых источников

Рост аварий и цен на ремонт: почему казахстанцы обращаются к КАСКО

Одновременно с ростом цен на автомобили всё напряжённее с каждым годом становится дорожная ситуация: увеличивается трафик, растёт число ДТП, а стоимость ремонта неумолимо идёт вверх

Рост аварийности: тревожная тенденция

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в последние годы демонстрирует устойчивый рост. Так, за январь–апрель текущего года в Казахстане было совершено 9,2 тыс. дорожно-транспортных происшествий. За год их количество увеличилось на 51,5%. Тем временем количество пострадавших в ДТП за анализируемый период составило 13,1 тыс. человек, что на 62,1% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Причины разнообразны — от некачественной дорожной инфраструктуры и погодных условий до человеческого фактора: усталости, невнимательности и агрессии на дорогах. Добавим к этому природные явления — сильный ветер, град, паводки — и становится очевидно, что риски столкновения, угона или повреждения автомобиля сегодня касаются практически каждого водителя, независимо от его опыта. Ниже в инфографике — примеры самых популярных причин ДТП. Самыми распространёнными являются нарушения правил дорожного движения (ПДД): несоблюдение правил маневрирования и непредоставление преимущества пешеходам или другим участникам дорожного движения; на третьем месте — превышение скорости; затем идут нарушения правил проезда перекрёстков и несоблюдение требований дорожных знаков и разметки. Характерно, что недостатки дорог почти не влияют на причины ДТП — за исключением гололёда, — но и по количеству происшествий значительно уступают всем видам нарушений ПДД.

Some Image

Ремонт дорожает: удар по кошельку

Одновременно с ростом количества ДТП растёт и стоимость ремонта автомобилей. В апреле 2025 года цены на техническое обслуживание и ремонт личных транспортных средств увеличились на 13,3% за год. Это существенно больше, чем уровень годовой инфляции — 10,7%. А к декабрю 2020 года, т. е. менее чем за пять лет, рост цен составил и вовсе почти 60%. И это только услуги СТО, не говоря о стоимости запчастей, по которым, к сожалению, нет официальных данных. К примеру, ремонт автомобиля марки Mercedes AMG G63 после ДТП может обойтись в 15–17 млн тенге, согласно данным о выплатах страховых компаний.

Тем временем стоимость самих автомобилей также выросла — плюс 10,9% за год. Это тоже выше годового уровня инфляции. Например, средняя стоимость распространённой модели Hyundai Tucson Comfort в салонах автодилеров в первом полугодии 2024 года варьировалась в пределах 12,6–13,7 млн тенге, а в июне 2025 года стоимость обновлённой модели составила от 14,5 млн тенге.
Стоит отметить, что по сравнению с динамикой цен на ремонт автомобиля, цены на автострахование растут сдержанными темпами — в разы меньше, чем стоимость ремонта и в целом уровень инфляции в стране. Так, по итогам апреля тарифы на автострахование повысились всего на 6,5% (при этом стоит отметить, что среднестатистическая стоимость одного полиса КАСКО по итогам первых четырёх месяцев текущего года сократилась на 12,2%). Тем временем уровень годовой инфляции составил 10,7%, рост цен на ремонт авто — уже озвученные 13,3%, а рост цен в секторе услуг и вовсе достиг 15,7%.

Что делать в условиях растущих рисков и расходов?

В Казахстане автострахование существует в двух видах: добровольное и обязательное. Стоимость полиса обязательного страхования (ОГПО ВТС) зависит от региона, возраста автомобиля, стажа водителя и поправочных коэффициентов и колеблется от 16 000 до 20 000 тенге в год.

При этом обязательное ОГПО ВТС покрывает ущерб только пострадавшей стороне и лишь в размере до 600 МРП (или чуть более 2,2 млн тг), чего может быть недостаточно не то что для полного восстановления автомобиля, а даже для ремонта определённых узлов.

Добровольное страхование автомобиля (КАСКО) позволяет получить компенсацию за повреждения собственного автомобиля. Причём речь идёт не только о ДТП: страховка может включать защиту от угона, повреждений из-за града, паводка, падения деревьев или вандализма и многого другого. Минимальный пакет КАСКО позволяет застраховать автомобиль возрастом до 20 лет и только на случай ДТП, в том числе по вине владельца — стоимость таких программ начинается от 30 000–40 000 тенге в год. Наиболее дорогие программы включают все страховые риски, и их стоимость рассчитывается исходя из рыночной стоимости автомобиля, на который оформляется полис. При этом в условиях растущей конкуренции многие страховые компании сегодня предлагают рассрочку, бонусы, скидки и возможность выбора покрытия по индивидуальным условиям.

В итоге статистика показывает, что КАСКО становится всё более популярным видом страхования в Казахстане.

В целом, в текущих условиях спрос на КАСКО в Казахстане растёт стремительными темпами. Так, по итогам 2023 и 2024 годов суммарный объём поступлений премий по добровольному страхованию автомобильного транспорта составил 226,2 млрд тг — это больше, чем суммарно за предыдущие восемь лет. Тенденция налицо. При этом рост спроса на КАСКО начался ещё с 2018 года, однако темпы были не такими высокими. А по итогам четырёх месяцев текущего года объём поступления премий в секторе уже составил 27,9 млрд тг.

Some Image

Источник: Ranking.kz