Об этом заявил министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров, передает LS.
«Для недопущения скачков цен на удобрения и технику, а также снижения коррупционных рисков субсидии будут выплачиваться авансом напрямую отечественным заводам-производителям и финансовым институтам вместо субъектов АПК. Это позволит избежать контакта получателей финподдержки и госорганов, сдерживать рост цен на ресурсы, а также сконцентрировать усилия казахстанских производителей на обеспечении внутреннего рынка. Для заводов это станет гарантией реализации их товаров», – пояснил он предложение своего ведомства.
Кроме того, МСХ проводит работу с госхолдингом «Байтерек» по объединению услуг льготного кредитования и субсидирования субъектов АПК на одной цифровой платформе.
«В результате планируется напрямую перечислять деньги в Аграрную кредитную корпорацию, чтобы ставка кредитования для фермера всегда оставалась льготной. И она не будет меняться при задержке субсидий. Это также снизит коррупционные риски для отрасли, так как не будет прямого контакта получателя помощи и госоргана», – отметил министр.
При этом для увеличения объема валового продукции сельского хозяйства в два раза в ведомстве определили основные факторы роста отрасли. По каждому из них разработаны индикаторы.
«Наша совместная с фермерами и акиматами задача – провести реальную диверсификацию структуры посевных площадей. К 2028 году площади под пшеницу должны сократиться на 855 тыс. га, но валовый сбор при принятии мер по повышению урожайности снизиться не должен. За пять лет планируется увеличить посевы гречихи на 50 тыс. га. А площади масличных к 2028 году необходимо довести до 3,7 млн га. С учетом повышения урожайности это обеспечит внутренний рынок и рост экспортного потенциала», – поделился он планами.
Сапаров отметил, что сегодня диверсификация в растениеводстве происходит в основном на бумаге.
«Поясню: в Казахстане в основных зерносеющих регионах страны преобладает монокультура – пшеница, что делает отрасль уязвимой к колебаниям цен на мировых рынках, а также негативно влияет на состояние почвы. Площади и риски нужно диверсифицировать, однако пока эта работа идет крайне слабо. У нас также низкая урожайность и высокая себестоимость произведенной продукции. Поэтому у казахстанского фермера просто нет возможности конкурировать с аграриями соседних стран, когда его урожайность не превышает 9-10 ц/га, а в соседней России получают 20-25 ц/га. Именно это и стало причиной демпинга зерна из РФ на наших традиционных экспортных рынках и на внутреннем рынке, где продукция из соседней страны дешевле отечественной даже с учетом расходов на доставку», – объяснил он.
Глава ведомства добавил, что наиболее острая проблема для сельского хозяйства – хроническая недофинансированность.
«Для ее решения в текущем году будет проведена большая работа по привлечению финансирования в отрасль. Причем подразумеваются не только бюджетные средства, но и другие источники. В том числе капитал банков второго уровня. В итоге 1,5 трлн тенге ежегодно должно быть направлено на обеспечение полной потребности в льготном кредитовании весенне-полевых и уборочных работ. А 450 млрд тенге – на льготный лизинг, 800 млрд тенге – на финансирование инвестпроектов. Источники на сегодняшний день прорабатываются. Подчеркну, что все эти средства – возвратные, то есть мы работаем над тем, чтобы у фермеров были доступные кредиты», – сообщил он.
Сапаров также рассказал о ситуации по возврату сельхозземель в госсобственность. С начала 2022 года в госсобственность возвращены 10 млн га. План на 2024 год – еще 2 млн га.
«Также изменения в налогообложении должны стать стимулом к рациональному использованию сельхозугодий. Эта работа ведется в рамках изменения подходов к единому земельному налогу, что в итоге также позволит упростить учет и администрирование по налогам в АПК», – резюмировал он.