Отчёт МТИ РК по проведению социологического исследования по вопросам защиты прав потребителей методом соцопроса
В РК наблюдается ежегодный рост объёма розничной торговли. За январь–сентябрь текущего года показатель составил 10,6 трлн тг — на 15,7% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, в стоимостном выражении, и на 1,4% — в физическом объёме. Наибольший удельный вес в общем объёме розничной торговли пришёлся на Алматы (32,0%), Астану (12,2%), а также на Карагандинскую (8,5%) и Восточно-Казахстанскую (6,2%) области.
За пять лет объём ритейла вырос на 70,2%. С развитием торговли и усовершенствованием процессов продажи и предоставления услуг в современном обществе нередко встаёт вопрос, где осуществлять покупки — в современных супермаркетах или на рынках.
Впрочем, потребители уже озвучили ответ. Сравнение качества обслуживания в супермаркетах и на рынках проводилось в рамках исследования Комитета по защите прав потребителей МТИ РК.
Согласно опросу потребителей, целью которого было определение уровня удовлетворённости населения теми или иными видами услуг, наивысший балл среди 20 сфер деятельности предприятий от жителей РК получили именно супермаркеты и магазины. Уровень удовлетворённости деятельностью супермаркетов и магазинов в целом по стране составил 87,4%, а в шести регионах — более 90%.
При этом уровень удовлетворённости работой рынков составил 82,1%, это четвёртое место в общем рейтинге сфер деятельности оцениваемых казахстанцами предприятий.
Однако важнее здесь даже не уровень удовлетворённости, а обратный показатель — степень неудовлетворённости потребителей. И здесь рынки РК вошли в десятку сфер-антилидеров по оценкам респондентов. Весьма не удовлетворены услугами рынков сразу 13,3% потребителей. В отдельных регионах показатели рынков ещё хуже: так, в Астане работу рынков оценили как неудовлетворительную 27,7% опрошенных, в Алматы — 23,1%, в Жамбылской области — 22,6%.
В деятельности рынков были отмечены такие проблемы, как несоответствие качества товара или услуги, а также отсутствие информации о товаре или предоставление продавцами недостоверных данных и прочее. Кроме того, было отмечено, что на рынках часто не выдаются фискальные чеки — это приводит к спорным моментам при защите прав потребителей. Напомним: невыдача чека контрольно-кассовой машины или выдача чека на неверную сумму влечёт за собой административную ответственность.
В целом потребители сталкиваются со следующими проблемами:
• несоблюдение санитарных норм;
• непредоставление фискального чека;
• оскорбительное поведение продавца;
• отказ в обмене (возврате) товара;
• несоответствие качества товара или услуги;
• прочее.
Тем временем супермаркеты ожидаемо вошли в тройку сфер с наиболее низким уровнем неудовлетворённости клиентов — это, по сути, показывает, что свой выбор казахстанцы уже сделали.
У супермаркетов есть целый ряд плюсов для клиентов.