Грозит ли Казахстану дефицит дизельного топлива?

0
63
Фото из открытых источников

Меры приняты, виновники наказаны, ожидаем развития ситуации

Объём производства дизельного топлива за январь–июль 2022 года составил 3,1 млн тонн, что является самым высоким показателем соответствующего периода за всё время. По сравнению с январём–июлем 2021 года производство дизельного топлива выросло на 9,2%.

По словам министра энергетики РК Болата Акчулакова, прогноз производства дизельного топлива за полный 2022 год составляет 5,2 млн тонн — на 300 тыс. тонн больше, чем за 2021-й, и на 600 тыс. тонн больше по сравнению с 2020 годом.

Прогноз потребления дизельного топлива от МЭ РК на 2022 год составил почти 5,5 млн тонн — на 500 тыс. тонн больше, чем за 2020-й, и на 90 тыс. тонн больше по сравнению с 2021 годом.

При этом, согласно данным БНС АСПиР РК, объём реализации дизтоплива на внутреннем рынке в первом полугодии 2022 года составил уже 2,7 млн тонн — на 18,9%, или на 427,6 тыс. тонн, больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Производство за этот период выросло на 13,9%, также до 2,7 млн тонн. Импорт дизельного топлива в первом полугодии 2022 году составил лишь 23,3 тыс. тонн — в 3,7 раза меньше по сравнению с первым полугодием 2021 года, — а экспорт сократился сразу в 5,3 раза, до 36,8 тыс. тонн.

В августе, перед началом уборочной кампании, Казахстан столкнулся с дефицитом дизтоплива. Для решения вопроса бесперебойного обеспечения дизельным топливом всех регионов РК была создана комиссия, которая выявила факторы, негативно повлиявшие на ситуацию, сообщает primeminister.kz. Одной из основных причин был назван существенный рост потребления, в первую очередь транзитным транспортом, следующая причина — переток дизельного топлива в соседние страны из-за более низкой цены.

За непринятие своевременных мер объявлены строгие выговоры председателю правления АО НК «КазМунайГаз» Мирзагалиеву и вице-министру энергетики Магауову. Также приняты меры дисциплинарного взыскания и расторгнуты трудовые отношения с рядом ответственных сотрудников Минэнерго и КМГ.

Стоимость дизельного топлива по итогам августа 2022 года выросла в среднем по РК на 0,7% за месяц. Заметнее всего дизтопливо подорожало в Западно-Казахстанской и Актюбинской областях: на 3,5% и 3,4% соответственно. Значительный рост цен наблюдался также в Восточно-Казахстанской области: на 2,9%.

За год, по сравнению с августом 2021-го, дизельное топливо подорожало на 35,5%. В разрезе регионов рост цен варьируется от 15,4% в Алматинской* области до 58,4% в Акмолинской области.

Средняя розничная цена литра летнего дизельного топлива в стране по итогам августа составила 238 тг. Самые высокие цены были зафиксированы в Костанае и Петропавловске (260 тг за л), самая низкая — в Актау (225 тг за л).

* включая нынешнюю Жетысускую