Ситуацию на рынке криптовалют прокомментировал Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio. Стейблкоины вступили в фазу проверки на жизнеспособность в более естественных, а не тепличных условиях. Нужно сказать, что вся криптовалютная надстройка над современной финансовой системой появилась как ответ на экстремально мягкие денежно-кредитные условия, которые породили сомнения в надежности фиатных валют и активов в них номинированных.
Именно поэтому, когда в ноябре 2021 года ФРС и другие крупные ЦБ анонсировали переход к ужесточению условий монетарной политики, на криптовалютном рынке начался спад, который продолжается и по настоящий момент.
В самом снижении цен нет ничего плохого, потому что для рынков нормально чередовать периоды падения и роста. Но если этот спад становится слишком глубоким, как сейчас, то слабости криптовалютных проектов, которые ранее скрывались за завесой избыточной ликвидности, теперь выходят наружу.
Классические цифровые валюты вроде биткоина и эфириума, в которых нет жесткой функциональной привязки к фиатным финансовым активам уже прошли несколько проверок на прочность, доказав что могут легко надувать свою капитализацию и так же легко ее сдувать, сохраняя неизменными принципы своего функционирования — децентрализация, транзакции без посредников и прочие.
А вот стейблкоины вошли в широкое обращение относительно недавно. И как мы видим, первая же проверка на прочность выявила очень серьезные уязвимости, которыми судя по всему, уже не побрезговали воспользоваться крупные фонды, нанеся огромный ущерб держателям Terra (Luna) и TerraUSD (UST), заодно поставив под вопрос саму идею существования стейблкоинов, как непоколебимого моста между фиатным и криптовалютным миром.
Наиболее уязвимой оказалась алгоритмическая разновидность стейблкоина. К этому классу криптовалют как раз относится ныне печально известная TerraUSD (UST), которая всего за две недели потеряла 99% своей капитализации. Алгоритм поддержания паритета с долларом США оказался уязвим к классической атаке крупным игроком.
Произошло это примерно следующим образом некий хедж-фонд из США решил заработать на падении криптовалютного рынка. Для этого он занял крупную сумму в биткоинах, сейчас обсуждают цифру примерно в $3 млрд., после чего обменял часть этих средств на TerraUSD (UST), причем сделал это не через криптобиржу, а на прямую, а через Terraform Labs До Квона, создателя стейблкоина TerraUSD (UST). Отсюда кстати и заявления последнего о том, что в крушении TerraUSD виноват конкретный американский фонд.
Далее, в районе 5-9 мая, хедж-фонд продавил рынок выбросив на него огромный объем биткоинов и TerraUSD. Снижение UST ниже паритета с долларом США, запустило алгоритм восстановления курса. Для этого часть токенов стейблкоина TerraUSD (UST) сжигалась, а количество парной криптовалюты Terra (Luna) увеличивался, что снижало курс последней и усиливало опасения за способность стейблкоина UST вернуться к паритету с долларом США. Так возникла нисходящая спираль, которую уже окрестили «смертельной».
Кроме того, для поддержки TerraUSD (UST) через покупку Terra (Luna) Terraform Labs была вынуждена продать свои биткоины, в том числе и те, что ранее были получены от хедж-фонда при обмене UST на биткоины. Продажа биткоинов усилила распродажу на рынке и дополнительно ударила по Terra (Luna) и TerraUSD (UST), все остальное сделала паника.
Хедж-фонду оставалось только зафиксировать прибыль. Для этого он скупал на вырученные средства от более ранних продаж подешевевшие биткоины, которые ему еще предстояло вернуть, а разницу клал себе в карман в виде прибыли. На рынке говорят о том, что организовавший атаку фонд заработал более $1 млрд.
Кто-то скажет что это подло со стороны хедж-фонда и алгоритм стейблкоина TerraUSD (UST) не мог быть рассчитан на подобную атаку. Но именно так все и устроенно в мире финансов, это та самая эффективность рынка, когда участники торгов находят уязвимость (неэффективность) и пользуются ей для извлечения прибыли, устраняя ее.
Автор: Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio