Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о расширении мер в области прав человека. В частности, Глава государства внёс дополнительный подпункт в свой указ от 9 июня 2021 года «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека». В нём говорится об утверждении Плана дальнейших мер в области прав человека и верховенства закона.
Документ предусматривает ряд различных направлений. В их числе — ликвидация дискриминации в отношении женщин; продвижение равных прав и возможностей мужчин и женщин; право на свободу объединения; права человека в отношении лиц с инвалидностью; права человека в области уголовного правосудия и т.д.
Принятый указ фактически дополняет новыми направлениями работу правительства (в соответствии с Дорожной картой, принятой в июне 2021 года).
Принятый в июне 2021 года Президентом Казахстана указ о определяет новые дополнительные направления работы правительства в области прав человека именно с позиции обеспечения верховенства закона.
Это означает, что гарантия защиты прав человека должна обеспечиваться через совершенствование Закона, действующих правовых инструментов.
Концепция верховенства закона означает, что никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение, то есть законность и справедливость — два взаимосвязанных требования, необходимые для эффективной защиты прав человека.
К примеру, в прошлом году согласно плана первоочередных мер в декабре 2021 года был принят Парламентом закон о передаче медицинской службы из системы уголовно-исполнительной системы в систему гражданского здравоохранения, то есть людям, находящимся под стражей, обеспечен доступ к гражданской системе здравоохранения, независимо от решения администрации учреждения, в котором они отбывают наказание или временно содержатся до решения суда. Вместе с тем, на практике есть случаи, когда наблюдается необратимый процесс изменений в организме в связи с заболеванием и человек нуждается в специальном уходе и лечении. Однако, суды нередко отказывают заключённым в условно-досрочном освобождении или замене ареста на альтернативные меры ограничения свободы. Поэтому недостаточно только вести речь о передаче медицинской службы, надо обеспечить реальные механизмы справедливого и законного принятия решения. Как вы помните, участившиеся обращения граждан и общественников о насилии в отношении женщин и детей отметил в своём послании 16 марта т.г. Президент страны.
В принятом Указе в числе направлений правозащитной деятельности государственной политики выделяется ликвидация дискриминации женщин. Мы должны расширять социальные и экономические возможности женщин, чтобы они могли уверенно противостоять бытовому насилию. Ведь речь идёт не только о наказании за совершенные нарушения. Надо их предупреждать через социальную поддержку. Кроме того, для создания равных возможностей участвовать в управлении государством недостаточно только устанавливать механизм квотирования для уязвимых групп на уровне Парламента, надо продвигать политику равного и справедливого доступа и стимулирующих инструментов на местном уровне.
Ещё одно направление, озвученное в документе, связано с правом на свободу объединения.
Сегодня в Казахстане зарегистрировано более 22 тысяч неправительственных организаций. Однако, количество — не показатель качества.
Нужно внедрять гибкую систему создания и прекращения деятельности неправительственных организаций, прозрачную и честную их конкуренцию с учётом компетенции в доступе к государственной поддержке и грантовой помощи, создавать востребованные долгосрочные и продуктивные проекты.
Также в качестве другого направления, определённого принятым Указом, названо соблюдение прав человека в области уголовного правосудия и предупреждения пыток и жестокого обращения. Эта тема особенно остро стоит на фоне сообщений о недозволенных методах задержания и расследования в связи с январскими событиями. В статье 17 Конституции Республики Казахстан прямо записано: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.». Государство всегда высказывало на международном уровне твёрдую позицию нулевой терпимости к пыткам. К сожалению, последние события ещё раз показали, что проблема не решена. Следовательно, кроме передачи функции по расследованию прокуратуре, должна быть пересмотрена методика расследования таких нарушений. Те, кто продолжают допускать пытки, должны понять, что наказание неотвратимо и будет жёстким. За последние три года можно выделить следующие «лидирующие» категории обращений в адрес Уполномоченного.
Первая – вопросы соблюдения прав человека в сфере исполнения уголовного наказания. Вторая – применение пыток и иных видов жестокого обращения. Третья – недостаточный или неполный доступ к правосудию. Гарантированные Конституцией права человека должны соблюдаться и защищаться в реальном режиме. Поэтому поддерживаю государственный подход — мониторить на регулярной основе эффективность исполнения принятых обязательств и по итогам оценки пересматривать неэффективные правозащитные инструменты.