Интервью с замминистра финансов Узбекистана

0
1713

Сегодня состоялась беседа партнера PwC с заместителем Министра финансов Узбекистана Одилбеком Исаковым о стратегии МинФина Республики Узбекистан в отношении государственного долга. Узбекистан достаточно молодая страна, трансформация которой началась сравнительно недавно. Поэтому для роста экономики и привлечения иностранных инвестиций важны не только первые шаги государства в лице Министерства Финансов, отвечающего за государственный внешний долг, но и последующая стратегия в отношении международных рынков капитала.

– Одилбек Рустамович, как вы видите долгосрочную стратегию МинФина по работе с внешним долгом?

Внешний долг важен для развития любой страны, так как он является одним из источников обеспечения позитивного роста экономики, в том числе за счет вложений в инфраструктурные проекты. Одной из основных задач Правительства является рост ВВП, предоставление и улучшение инфраструктуры, а роль министерства финансов – это формирование бюджета и обеспечения надлежащего финансирования, в том числе и за счет внешних источников.

Мы также нацелены на развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит использовать долговые инструменты в рамках внутреннего государственного заимствования, а также предоставит дополнительные инструменты финансовым институтам и другим участникам рынка. Более того, планируется предоставление доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок долгового капитала (debt capital market). Это даст хорошую возможность вывести отношения на новый уровень и сформировать постоянную базу инвесторов. Конечно, мы также будем работать и над внедрением новых инструментов, например такими, как облигации с привязкой к инфляции.

Стоит отметить, что МинФин внимательно следит за сроками погашения внешнего долга государства, что позволяет планировать объемы и способы привлечения ликвидности своевременно, включая возможности по выпуску новых облигаций или использованию обратного выкупа облигаций или обмена.

Немаловажным моментом для нас является управление валютными рисками. Для этого МинФин проводит кропотливую работу по планированию заимствований, управлению активами и пассивами (для обеспечения соответствия валютного долга с валютными резервами), использованию производных инструментов (валютные свопы) и постепенному увеличению объема выпуска еврооблигаций в сумах.

– Что является для МинФина основным параметром для принятия решения о максимальной сумме суверенного внешнего долга Узбекистана? 

Как я уже упоминал выше, государство нацелено на увеличение ВВП и соответственно, как МинФин мы смотрим, чтобы совокупный долг страны не превышал 60% от ВВП в долгосрочной перспективе. К такому показателю мы пришли из анализа следующих ключевых моментов:

  • рост ВВП Узбекистана;
  • размер резервов (импортное покрытие);
  • денежные переводы;
  • мировой экономический рост;
  • рейтинг Всемирного банка CPIA (оценка государственной политики и институциональной системы);
  • стресс-тестирование с различными сценариями курсов валют, роста ВВП, процентных ставок для расчета запаса прочности.

– Какое комфортное распределение внешнего долга по срокам вы видите для МинФина Узбекистана? Если это имеет значение, так как суверенный долг, в принципе, может на постоянной основе рефинансироваться (Evergreen debt).

Структура государственного внешнего долга по срокам погашения и стоимости является благоприятной. По состоянию на 01.01.2021 средний срок погашения (average time to maturity) государственного внешнего долга составляет 9,3 года (большая часть из них является льготной). В перспективе мы планируем продолжить увеличение среднего срока погашения.

– Как вы видите валютную структуру суверенного внешнего долга? 

В настоящее время доля долга в иностранной валюте от итоговых заимствований государства составляет 94%. А доля иновалюты во внешнем государственном долге – 99%, где 70,5% приходится на доллары США и 4,7% на евро, соответственно. В перспективе мы планируем увеличить выпуск еврооблигаций в сумах, чтобы их доля выросла с текущих 27% до 40%. В контексте среднесрочной стратегии управления долгом планируется дальнейший пересмотр валютной структуры долгового портфеля для снижения валютного риска. 

– Как по вашему мнению будет развиваться активность квазисуверенных и корпоративных игроков Узбекистана на международном рынке долгового капитала? В виду того, что МинФин открыл им дорогу, создав безрисковую кривую как на еврооблигациях в твёрдой валюте, так и на рынке евробондов в локальной валюте. Какой объем выпусков вы ожидаете в периоде 3х лет?

В настоящее время государственные предприятия и банки проходят комплексный процесс трансформации и приватизации, что приводит к совершенствованию корпоративного управления, стандартов работы и отчетности этих корпораций, а также позволяет им финансировать свои инвестиционные проекты путем выхода на международные рынки долгового капитала.

После трех успешных выпусков еврооблигаций в иностранной валюте государственными банками (УзПСБ, Национальный Банк Узбекистана и Ипотека Банк) в течение 2019–2020 годов, АО «УзАвто Моторс» стало первым государственным предприятием, вышедшим на международный рынок в 2021 году, а 9 ноября 2021 года АО «Узнефтегаз» разместило 7-летние еврооблигации в долларах США с доходностью 4,75%.

Ожидается выход и других госпредприятий на международный рынок долгового капитала после проведения надлежащей подготовки (улучшение корпоративного, операционного управления и отчетности, для предоставления комфорта и прозрачности инвесторам в отношении деятельности корпораций), определения инвестиционных проектов с понятной для инвесторов рентабельностью для привлечения долгового финансирования. Это в свою очередь значительно повлияет на рост объемов заимствований на международных рынках, по сравнению с 2021 годом, что также позитивно скажется на привлекательности Узбекистана для инвесторов. 

– Планируется ли в ближайшем будущем достаточно большой и ликвидный выпуск бондов для включения его в индекс GBI-EM (Global Bond Index)?

Минимальный номинальный объём выпуска суверенных облигаций (в национальной валюте) Узбекистана должен быть в эквиваленте
750 млн долларов США для включения их в индекс Global Bond Index-EM, для последующих выпусков в эквиваленте от 500 млн долларов США. Включение в индекс дает облигациям больше ликвидности на международном рынке долгового капитала, увеличивает интерес со стороны иностранных портфельных инвесторов, и конечно же расширяет круг инвесторов. Мы планируем увеличить выпуск еврооблигаций в сумах, чтобы их доля в общем портфеле внешнего долга росла достигла 40%. (Объем финальной книги заявок в дебютном выпуске составлял 5 триллионов сумов, а во втором выпуске 3,5 триллионов сумов).

Однако, стоит отметить, что для выпуска суверенных облигаций в национальной валюте в таких существенных объёмах, необходимо проделать комплексную работу для укрепления доверия инвесторов к экономике страны.

Основные факторы, которые влияют на спрос инвесторов на суверенные облигации, деноминированные в национальной валюте:

  • рост ВВП;
  • уровень инфляции и ее динамика;
  • монетарная и фискальная политика;
  • ситуация с обменным курсом (а именно, волатильность);
  • наличие инструментов хеджирования.

Поэтому это большая совместная работа всех ведомств.  Как МинФин мы будем постепенно увеличивать объем финансирования в национальной валюте, так как мы четко понимаем, что это необходимо для развития экономики и тех планов, которые поставила перед собой наша страна. 

– Если такие планы есть, то это будет сделано через выпуск облигаций на локальном рынке или через рынок Евробондов? 

Мы планируем расширить возможности приобретения государственных ценных бумаг нерезидентами и резидентами Республики Узбекистан через:

  • создание возможностей для нерезидентов Республики Узбекистан (первоначально международных инвесторов) приобретать государственные ценные бумаги путем улучшения операций, связанных с движением капитала, на основе рекомендаций Международного Валютного Фонда;
  • предоставление возможности физическим лицам и резидентам Республики Узбекистан приобретать государственные ценные бумаги;
  • введение института маркет-мейкера;
  • разработку и утверждение плана мероприятий по развитию вторичного рынка долговых инструментов. (Вторичный рынок подразумевает собой возможность покупки или продажи (торговли) между различными участниками рынка уже выпущенных долговых инструментов эмитентами. Первичный рынок – это рынок, на котором эмитенты размещают свои выпуски).

– Когда планируется подключение локального рынка к системе Euroclear/Clearstream, для того чтобы международные инвесторы имели доступ к локальному рынку государственных ценных бумаг?

В целях привлечения крупных иностранных портфельных инвесторов до конца 2022 года предполагается наладить сотрудничество с одного из основными клиринговыми системами Euroclear и Clearstream. Это также заложено в дорожную карту реализации Программы развития рынка капитала на 2021-2022 годы, утвержденную Указом Президента РУ «О мерах по развитию рынка капитала» от 13.04.2021 г. 

– Правда ли, что в Узбекистане физическое лицо или компания может конвертировать любую сумму без ограничений в твердую валюту и обратно в локальную (то есть в стране свободная конвертация)? Также, я думаю, инвесторам будет очень интересно узнать планы по валютному контролю (а именно минимальные валютные ограничения). Сколько может действовать такая либеральная политика? 

Валютное регулирование подразумевает свободную конвертацию средств, и мы не видим на данный момент причин для ограничения или ввода специальных барьеров для лимитирования валютного рынка, в том числе и репатриации доходов (как пример, выплата дивидендов, оплата капитала и так далее). Мы четко понимаем, что инвесторы вправе получать свои доходы на вложенные инвестиции и иметь возможность переводить свои средства на зарубежные счета.  

– Есть ли у МинФина Узбекистана планы на 2022, связанные с Целями устойчивого развития и одним из глобальных трендов рынка долгового капитала – с зелеными и социальными облигации (Green and Social bonds)?

12 июля 2021 года Узбекистан стал одной из первых стран региона СЕЕМEА выпустившей облигации с маркировкой ЦУР (призванный продемонстрировать тесное соответствие с ЦУР ООН) и первой страной, разместившей ESG-облигаций среди стран СНГ, что демонстрирует приверженность страны к ЦУР, а также является крупным достижением в развитии финансирования во всем мире. Мы начали этот путь с относительно небольшой суммы в 2,5 трлн сум в качестве пилотного проекта, чтобы убедиться в том, что у нас достаточно возможностей для выполнения всех требований принципов ICMA и облигаций ЦУР, начиная с процесса выбора проекта и заканчивая отчетностью о воздействии.

Выпуск таких облигаций будет способствовать передаче ресурсов из частных институциональных инвесторов для финансирования государственных программ, ориентированных на ЦУР в семи областях:

  • образование (ЦУР 4);
  • управление водными ресурсами (ЦУР 6);
  • здоровье (ЦУР 3);
  • экологический транспорт (ЦУР 9 и ЦУР 11);
  • контроль загрязнения (ЦУР 11);
  • управление природными ресурсами (ЦУР 13 и 15);
  • зеленая энергия (ЦУР 7).

Выпуск облигаций ЦУР позволяет Узбекистану расширять базу инвесторов, получить больший доступ к международным фондам, которые в большей степени формируют свой портфель из активов, ориентированных на устойчивое развитие. А также это позволит нашей стране развить местный рынок капитала.

В сотрудничестве с ПРООН мы разработали программу ЦУР облигаций Узбекистана. Программа демонстрирует намерения Узбекистана отбирать, финансировать и / или рефинансировать отвечающие критериям проекты, которые принесут социальные и экологические выгоды. Программа разработана в соответствии с Принципами зеленых облигаций (GBP), Принципами социальных облигаций (SBP) и Руководящими принципами по облигациям устойчивого развития (SBG), опубликованными в июне 2021 года Международной ассоциацией рынка капитала (ICMA).

Кроме того, она предусматривает предоставление инвесторам отчета о распределении средств, а также отчета о воздействии. Отчет о воздействии будет публиковаться на веб-сайте МинФина на протяжении всего срока облигаций. С этой целью мы сотрудничаем с ПРООН для создания Группы мониторинга проектов, которая будет осуществлять мониторинг реализации выбранных проектов, оценку воздействии и подготовку отчетностей.

Независимое «мнение второй стороны» было опубликовано компанией Sustainalytics Ltd. (Великобритания), заявив, что программа Узбекистана по облигациям ЦУР соответствует Руководящим принципам устойчивого развития облигаций 2021 года, Принципам зеленых облигаций 2021 года и Принципам социальных облигаций 2021 года. Полученный опыт поможет в дальнейшем развитии национальных механизмов мониторинга воздействия на ЦУР, прозрачности использования доходов, подотчетности финансируемых проектов, обеспечивая при этом своевременное выполнение Узбекистаном путь развития на период до 2030 года.

Если пилотный проект завершится успешно, мы сможем применить этот подход к другим проектам, финансируемым из государственного бюджета и внешних заимствований в будущем.

Также стоит отметить, что Правительство Узбекистана подписало в 2017 году Парижское соглашение ООН по борьбе с изменением климата, ратифицировав его в 2018 году. При этом оно предприняло несколько шагов по реализации соответствующих политических и нормативных мер по борьбе с изменением. Это включает принятие ключевых программных документов, а именно «Стратегии перехода к зеленой экономике» от 2019 года и «Концепции обеспечения надежного энергоснабжения Узбекистана до 2030 года» от 2020 года, которые продвигаются и реализуются Министерством экономического развития и Снижение бедности. Стратегия перехода к зеленой экономике сосредоточена на двух основных областях:

  • сокращение выбросов парниковых газов;
  • более эффективное использование энергии в тандеме с развитием мощности по производству возобновляемой энергии.

На недавнем международном климатическом саммите в Глазго Узбекистан объявил о намерении снизить удельный выброс парниковых газов на единицу ВВП на 35 процентов к 2030 году. В частности, к 2026 году поставлена цель увеличить общую мощность солнечных и ветряных электростанций в стране до 8 тысяч мегаватт. Для достижения этих целей Правительство осуществило ряд мер, включая модернизацию промышленного оборудования и зданий, снижение расхода топлива при производстве электроэнергии, субсидии на внедрение широкого спектра энергосберегающих технологий и повышение роли возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии.

В целом в 2022-2024 годах за счет прямых иностранных инвестиций на сумму 3 миллиарда долларов США планируется построить 10 солнечных и ветряных электростанций общей мощностью около 3 тысяч мегаватт.

В заключении хочу отметить, что реформа, начатая в Узбекистане и нацеленная на рост экономики и благосостояние населения, однозначно требует больших инвестиций, поэтому МинФин продолжит свою работу в направлении поддержки государства по реализации этих важных планов. Конечно же мы будем продолжать свою стратегию по привлечению внешнего финансирования на рынках долгового капитала, включая евробонды, сумовые евробонды и ЦУР-облигации, а также развивать государственно-частное партнерство.

– Одилбек Рустамович, благодарю вас за беседу и выделенное время.

Интервью взяла Наталья Лим, партнер PwC,
лидер консультационной практики в регионе Евразия.