Международные финансовые центры – вакцина от рецессии

0
402

Вспышка коронавируса изменила мир. Если изначально страны думали, как предотвратить распространение вируса, то теперь перед ними стоит не менее значимая задача — спасти свои экономики от угрозы рецессии. Однако в одиночку с последствиями пандемии им не справиться, поэтому международные финансовые центры объединяют свои усилия для того, чтобы смягчить нынешний кризис и подготовиться к быстрому восстановлению экономик.

С 2019 года ситуация в мировой экономике существенно ухудшилась. Глобальная торговля сократилась более чем на 2%, мировое производство – более чем на 0,5%. Промышленное производство в крупнейшей экономике мира — Соединенных Штатах — начало падать в сентябре и из-за вспышки коронавирусной инфекции продолжило снижаться семь месяцев подряд. Что хуже, с февраля по апрель 2020 года опережающие индикаторы впервые за долгое время начали указывать на сокращение и в секторе услуг. Последний отчет о занятости продемонстрировал улучшение ситуации на рынке труда, однако статистика остается худшей с 2012 года.

Сейчас перед странами стоит ключевая задача спасти свои экономики от угрозы рецессии. Все склоняются к тому, что в одиночку с последствиями пандемии им не справиться. Поэтому международные финансовые центры объединяют свои усилия для того, чтобы смягчить нынешний кризис и подготовиться к быстрому восстановлению экономик. Как происходит это восстановление разбирались аналитики FinReview.info.

Извлекая уроки из кризиса 2008-2009 годов

Двенадцать лет назад, в разгар мирового экономического кризиса, инвестиционно-кредитная сфера стран азиатского региона существенно пострадала. В период наиболее глубоких кризисных потрясений приток иностранного капитала в десяти крупных странах региона снизился до 1,7% валового внутреннего продукта по сравнению с 8,4% в предыдущие три года. Столкнувшись с сильной нехваткой ликвидности, из-за крупных продаж региональных акций и облигаций иностранными инвесторами, страны Азии резко сократили привлечение государственных и корпоративных кредитов, включая и средства, направляемые в валютные резервы.

Такое состояние на финансовых рынках вызвало рост оттока портфельных инвестиций, ослабление позиций ряда региональных валют, сокращение объема финансирования внешней торговли, ускорение инфляции и увеличение внешнего долга. Поэтому чтобы стабилизировать региональную экономику странам было необходимо в первую очередь реанимировать финансовый рынок и ускорить его интеграцию в мировую финансовую систему. То есть получить доступ к глобальному источнику капитала.

Но, между финансовым и экономическим развитием есть тесная взаимосвязь, поэтому для начала страны приступили к достижению макроэкономической стабилизации. Активно используя финансовую и денежно-кредитную политику, азиатские государства приняли финансовые пакеты стимулирования экономик объемом более 8% ВВП и снизили базовые ставки до уровня ниже 5%. Это позволило сдержать инфляционные риски и увеличить потребительский спрос.

Далее, для обеспечения устойчивости самого финансового рынка и повышения доверия инвесторов были расширены гарантии по депозитам, приняты меры финансовой поддержки системообразующих банков, расширены денежно-кредитные рамки ликвидности, введены интервенции на валютном рынке.

Именно в этот период азиатский регион стал активно развивать международную конкурентоспособность финансовых центров. Ранее принятые функции центров и их преференции в значительной степени сохранились, однако, конечно, в них были внесены коррективы с учетом остроты финансового и экономического кризиса. В частности, были установлены дополнительные налоговые и визовые преференции, созданы цифровые валюты, расширено применение финансовых технологий, разработаны новые виды страховых услуг, упрощен контроль над притоком капитала извне, сокращены требования для потенциальных инвесторов.

В результате развивающиеся финансовые сети в Гонконге, Сингапуре и Шанхае за последующие десять лет трансформировались в ведущие мировые центры. К примеру, сейчас Гонконг занимает 4 позицию в мире по валютным операциям, 6 место по внешним банковским активам, является одним из четырех крупнейших рынков золота и выступает четвертым по величине капитализации фондовым рынком в Азии.

Коронакризис обрушил не только финансовые рынки, но и рынок нефти

На фоне медленного восстановления мировой экономики и снижения спроса на нефть, на рынке образовался переизбыток черного золота. По предварительным данным затоваривание рынка составляет порядка 14,7 млн баррелей в сутки, а спрос при этом снизился на 8-10 млн баррелей в сутки. Например, в Китае — крупнейшем в мире импортере этого продукта — по данным Goldman Sachs спрос сократился на 3 млн баррелей в сутки.

Таким образом в 2020 году рынок нефти характеризуется превышением предложения над спросом. Уже очевидно, что эти излишки не перекроются даже достигнутыми договоренностями в рамках ОПЕК+ о сокращении добычи на 9,7 млн баррелей в сутки. Однако исполнение этого соглашения остается фактически ключевым регулятором ценообразования нефти.

Сейчас стоимость нефти находится в районе 40 долл. США за баррель, тогда как в предыдущие месяцы ее цена неоднократно пробивала критическое дно, опускаясь ниже 20 долл. США за баррель. До конца года ее средняя цена вероятно будет составлять порядка 42,75 долл. США.

Однако эти цены несут серьезные потери для нефтедобытчиков — страны ОПЕК+ уже ежедневно теряют около 400 млн долл. США. Поэтому им необходимы новые импульсы для восстановления нефтяных потерь. Спасти сырьевые экономики могут именно международные финансовые центры так как

Международная финансовая интеграция укрепляет иммунитет экономики к внешним кризисам

Главным трендом последних десятилетий была глобализация экономики, когда стираются границы между рынками развитых стран, а товары и капиталы перемещаются свободно. Импульсом глобализации выступает финансовая интеграция, которая ведет за собой остальные отрасли экономики, в разы увеличивая движение капитала по сравнению с товарными потоками.

В этой цепочке международные финансовые центры выступают ключевым передаточным звеном финансовой интеграции. Каждый финцентр выполняет сразу несколько взаимосвязанных функций. Во-первых, вносит вклад в общее финансовое развитие страны. Во-вторых, обеспечивает интеграцию национального финансового рынка в глобальную финансовую систему. В-третьих, способствует общей интеграции экономики страны в мировую.

Иными словами, именно финцентры, создавая благоприятную среду для инвесторов, и, тем самым, привлекая иностранные капиталовложения, играют немаловажную роль в развитии экономики страны и региона. Также здесь работают над развитием рынка ценных бумаг и финансовых услуг для становления конкурентоспособного частного сектора. Например, после кризиса 2008 года рост трансграничных инвестиций по отношению к ВВП прекратился, накопленные инвестиции к ВВП замедлились, а положительную динамику сохранили лишь прямые иностранные инвестиции. Их увеличению способствовали именно международные финансовые центры. Поэтому в 2018 году в Казахстане открыли Международный финансовый центр «Астана».

Важно отметить, что Казахстан обладает несомненными преимуществами в вопросе интеграции страны в глобальные инвестиционные и финансовые рынки — это и позиционирование его как ведущей страны Центральной Азии, и тесное сотрудничество как с Россией, так и с Китаем, и близость к проектам нового Шелкового Пути, и традиционные связи страны с исламским миром, и устойчивые отношения с США и Европейским Союзом.

Уже сейчас участники МФЦА осуществили инвестиции в казахстанские проекты в размере 444 млн долл. США

Для человека, далекого от финансовой отрасли, сложно понять зачем Казахстану нужен свой международный финансовый центр. Однако именно этот центр, создавая благоприятную среду для инвесторов, привлекает иностранный капитал в реальные сектора экономики, тем самым развивая частный сектор, оздоравливая национальную экономику и ускоряя процесс ее диверсификации.

Сейчас в финцентре созданы все основные условия для управления активами и частным благосостоянием — подготовлена вся нормативно-правовая база и разработаны необходимые для управления инструменты. Зарубежные компании уже активно сотрудничают с МФЦА — по последним данным в качестве участников центра зарегистрировано 545 компаний из 42 стран мира. В их число входят, такие крупнейшие финансовые игроки как, Банк развития Китая, Строительный банк Китая, крупнейшие брокеры — CITIC (КНР), Wood Co. (Чехия).

Благоприятные условия, предоставляемые площадкой МФЦА, в том числе по вопросам структурирования сделок и использования финансовой платформы, уже сейчас позволили участникам финцентра инвестировать в Казахстан 444 млн долл. США. Средства были направлены в такие сектора как развитие финансовых технологий, строительство, сельское хозяйство и обрабатывающую промышленность. При этом инвесторы намерены и дальше вкладывать в экономику Казахстана, а объем инвестиционных поступлений в ближайшее время может вырасти до 3,5 млрд долл. США.

Также с первых дней деятельности в финцентре занимались развитием рынка ценных бумаг. Объем привлеченного капитала на бирже Astana International Exchange (AIX) уже достиг порядка 4,6 млрд долл. США. Вместе с тем листинг прошли публичные облигации на сумму 2,7 млрд долл. США.

Важно отметить, что эти результаты достигнуты финцентром лишь за два года официального функционирования, что, несомненно, является значимым показателем центра для финансового рынка Казахстана и всего Центральноазиатского региона.