Первый заместитель председателя правления НПП «Атамекен Эльдар Жумагазиев поднял проблему не равнозначных условий на экспорт отечественной муки и напитков: «Мука казахстанского производства на протяжении многих лет пользовалась большим спросом в странах ближнего зарубежья. Но в целях развития мукомольной промышленности некоторые соседние страны стали применять меры нетарифного регулирования, создавая благоприятные условия для поставки отечественного зерна. Например, защищая свои национальные интересы, Узбекистан ввел акцизы на ввозимую муку, Таджикистан ввел дифференцированный НДС (на ввозимую муку — 18%, на ввозимое зерно — 10%), а Кыргызстан и вовсе обнулил ставку НДС на импорт зерна», — отметил Э.Жумагазиев.
Спикер отметил, что на предприятиях соседних государств применяют практику смешивания казахстанской пшеницы с местной, выдавая итоговый продукт за 100% казахстанскую муку. В результате чего зарубежные производители муки снижают цены на свою продукцию, вытесняя конкурентов с традиционных рынков сбыта казахстанской мукомольной продукции.
«Подобная политика укрепляет позицию неравного доступа казахстанской пшеницы и муки на рынок Узбекистана. С 2011 по 2017 год в Узбекистане действовал акциз на импортируемую муку в размере 10-15%, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 684 от 24 августа 2018 года ввозимая зерновая продукция была освобождена от уплаты таможенных платежей. С 1 января 2020 года Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-4470 от 02.10.2019 введены дифференцированные ставки импортных пошлин – на ввозимое зерно – 0%, на ввозимую муку – 10%» — приводит статистику член Правления Палаты.
Как отмечает представитель НПП «Атамекен», в результате объемы экспорта муки в Узбекистан снизились с 1 243 тыс. тонн в 2012 году до 388 тыс. тонн в 2019 году, при этом импорт казахстанской пшеницы вырос с 658 тыс. тонн в 2012 году до 2 187 тыс. тонн в 2019 году.
«По импорту безалкогольных напитков сложилась аналогичная ситуация. Напитки, произведенные в Узбекистане, заполнили прилавки магазинов в южных регионах Казахстана. В настоящее время безалкогольные напитки, ввозимые из Узбекистана в Казахстан, не облагаются таможенными пошлинами и другими сборами, в то время как казахстанские производители при экспорте товаров в Узбекистан оплачивают 25% акцизный налог от таможенной стоимости, что ставит отечественные компании в неравные конкурентные условия», — подчеркнул Эльдар Жумагазиев.
Для справки: Постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года № ПП-3818, на безалкогольные напитки установлены следующие ставки акцизов: соки и сокосодержащие напитки (КОД ТН ВЭД – 2009) – 5%; Газированные напитки (КОД ТН ВЭД – 2202) – 25%.
Как следствие, по итогам 2019 года объем товарооборота безалкогольных напитков между Казахстаном и Узбекистаном выглядит следующим образом. Экспорт соков и сокосодержащих напитков (КОД ТН ВЭД – 2009) в Узбекистан составил 22,9 тонн на сумму 11,8 тыс. долларов США, импорт из Узбекистана составил 8 273,6 тонн на сумму 6 124,5 тыс. долларов США. Разница в сотни раз. Дисбаланс в торговле газированными напитками менее заметен: экспорт газированных напитков (КОД ТН ВЭД – 2202) в Узбекистан составил 443,6 тонн на сумму 200,9 тыс. долларов США, импорт из Узбекистана составил 1 373,2 тонны на сумму 604,9 тыс. долларов США.
«Исходя из вышеперечисленных аргументов, остро встает вопрос о применении равных ставок импортных пошлин в отношении зерна и муки, либо об их обнулении, а также об исключении акцизного налога в отношении безалкогольных напитков. НПП “Атамекен” направлено в Министерство иностранных дел РК соответствующее предложение о включении данных вопросов в повестку дня ближайшей встречи Премьер-министра Казахстана Аскара Мамина с Премьер-Министром Узбекистана Абдуллом Ариповым», — заключил Первый заместитель председателя правления НПП «Атамекен».