Правительством РК реализуются антикризисные меры, направленные на поддержку социально-экономической стабильности и занятости в стране.
По словам первого вице-министра финансов РК Берика Шолпанкулова, общий пакет антикризисных мер, не считая налоговых преференций и поддержки на местном уровне, составляет 5 938 млрд тг, из которых 3 462 млрд тг – за счет республиканского бюджета, 2 476 млрд тг – за счет внебюджетных средств.
В частности, на финансирование Дорожной карты занятости предусмотрен 1 трлн тг, из них за счет средств РБ – 300 млрд тг, внебюджетных средств – 700 млрд тг. Данные средства позволят регионам реализовать инфраструктурные проекты и создать 250 тыс. рабочих мест.
В рамках льготного кредитования оборотного капитала субъектов бизнеса под 8% и расширения льготного кредитования инвестиционных проектов под 6% годовых по программе «Экономика простых вещей» предусмотрен 1 трлн тг внебюджетных средств.
«В рамках 370 млрд тг из ГФСС более 3 млн человек в течение 3 месяцев получили выплаты по потере дохода в размере 1 МЗП (42,5 тысячи тенге). Данные выплаты были полностью выплачены. Для строительства 15 млн кв. м. жилья, дополнительно будет направлено 390 млрд тг (внебюджетные средства). Компенсация потерь налоговых доходов РБ и исполнение всех социальных обязательств государства составляет 1,7 трлн тг», — пояснил Б. Шолпанкулов.
На возмещение потерь малого бизнеса, в связи с предоставлением освобождения от уплаты налогов и сборов по фонду оплаты труда для МСБ и крупного бизнеса в пострадавших секторах экономики предусмотрено 237 млрд тг.
«313 млрд тг пойдут на дополнительную индексацию до 10% социальных выплат (пенсий, пособий, адресной социальной помощи), повышение стипендий и возмещение платежей населения по оплате коммунальных услуг», — сказал первый вице-министр финансов.
На расширение госпрограмм предусмотрено 240 млрд тг, из них:
- субсидирование агропромышленного комплекса — 50 млрд тг;
- развитие рынка труда по Госпрограмме «Еңбек» — 50 млрд тг;
- субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Госпрограммы «Дорожная карта бизнеса — 2025» — 84,5 млрд тг;
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах по проекту «Ауыл – Ел бесігі» — 55 млрд тг;
Вместе с тем, на проведение противоэпидемиологических мероприятий предусмотрено 125 млрд тг, в том числе доплаты медицинским и другим работникам, на строительство инфекционных больниц и другие.
«575 млрд тг дополнительных расходов направлены на поддержку граждан и экономики и реализацию поручений Главы государства, на завершение проблемных объектов долевого строительства в г. Нур-Султан и другие приоритетные задачи», — отметил Б. Шолпанкулов.
Из резерва Правительства Казахстана для борьбы с коронавирусной инфекцией выделены средства в сумме 66 млрд 957 млн тг. Из них министерству здравоохранения — 46 млрд 587 млн тг.
«На текущую дату на борьбу с пандемией из республиканского бюджета выделено 191,9 млрд тг. Из них в рамках уточнения бюджета 125 млрд тг, из резерва Правительства 66,9 млрд тг. Данные средства имеют строгое целевое направление и контролируются с момента проведения государственных закупок и до перечисления данных денежных средств до конечного покупателя. Конечно же, еще контроль Министерства здравоохранения, которое через комитет по контролю качества медицинских услуг, осуществляет контроль, как предоставляются услуги больницами», — пояснил Б. Шолпанкулов.
В свою очередь вице-министр национальной экономики РК Мади Такиев сообщил, что прогноз роста сокращения экономики в свете нового карантина был уточнен еще в начале апреля. По итогам 5 месяцев сектор услуг снизился на 6,2%, производство товаров сохраняет динамику, прирост в производственном секторе составляет 4,8%.
«Что касается ограничительных мер, они на две недели, и экономически они отличаются от режима ЧП. Например, сегодня сохраняются железнодорожные перевозки, авиасообщение, грузоперевозки, строительство, работают небольшие по площади непродовольственные магазины, и есть другие экономические отличия. То есть у нас сегодня определенный объем услуг, который сохраняется. При этом многие меры поддержки по времени их действия были приняты с запасом, например, по налоговым льготам (до 1 октября). В целом, сектор услуг впоследствии будет набирать темп, есть высокая динамика производственного сектора. В результате есть основания полагать, что к концу года мы можем выйти на небольшой положительный рост», — заверил М. Такиев.
Вице-министр нацэкономики подчеркнул, что на текущий и на следующий год в основе прогноза закладывается консервативный сценарий, учтены все текущие тренды.
«По поручению Главы государства уже был принят ряд мер, например, для микро и малого бизнеса действует освобождение от налогов на доходы и введен мораторий на проведение проверок по ним. Также до 1 октября по многим различным отраслям введены освобождения от налогов с фонда оплаты труда, расширено льготное кредитование. Принят комплексный план по восстановлению экономического роста и, несмотря на это, в дополнение к нему в июне приняты дополнительные меры по поддержке бизнеса, который предусматривает 43 мероприятия, которые направлены на решение текущих вопросов предпринимательства, включая госзакупки, казсодержание, лизинг сельхозтехники и продвижение товаров на экспорт. Также действует специальная Государственная комиссия, где рассматриваются все предложения от представителей бизнеса, которые аккумулируются и собираются со всех регионов и рассматриваются по самым актуальным вопросам», — сказал М. Такиев.
Кроме того, как отметил вице-министр, Госкомиссией в июне был принят план по поддержке бизнеса, одним из мероприятий является принятие специального порядка предоставления отсрочки по кредитам бизнеса в индивидуальном порядке. Специальный порядок Агентством по регулированию финансового рынка был принят 15 июня т.г. и можно в индивидуальном порядке обращаться в банки и микрокредитные организации для реструктуризации и отсрочке займов на период не менее 90 календарных дней.