Экономика РК станет двухконтурной

0
901

Во втором полугодии мировая экономика перейдёт в двухконтурный формат. Свободному рынку придется конкурировать с интеллектуальными платформами национальных госпланов.

В июле под эгидой ООН состоится Международный форум по реализации целей устойчивого развития до 2030 года. В проекте задействовано 193 страны.

Пандемия окончательно подвела итог возможностей свободного рынка обеспечивать устойчивость социально-экономических систем. Образцы успешного развития рухнули под последствиями COVID-19. Среди ТОП-20 стран с лучшей системой здравоохранения, по оценкам 2019 года, 7 стран попали в чёрную двадцатку по смертности от коронавируса.

Из постсоветских стран в антирэнкинге лишь Латвия; Казахстан — на 144-м месте. В противостоянии пандемии сказалась организационная память плановой экономики.

Пандемия, финансовый кризис, перепроизводство нефти, торговые войны, ожидание продовольственного дефицита — финальная сцена нынешней платформы глобализации. Главный вопрос: что вместо?

Возможно, ответы будут сформулированы в июле на форуме ООН «Ускоренные действия и пути преобразования: реализация десятилетия действий и достижения в интересах устойчивого развития» — мероприятии министерского уровня.

Интрига форума — обсуждение планов активной реализации методологической платформы для управления устойчивым развитием общества на глобальном и национальном уровнях. Это унифицированная база взаимоувязанных целей (17) и задач (169), решение которых, по мнению научного сообщества, обеспечит развитие в связке: доходы населения, возможности для самореализации, качество жизненной среды. На протяжении 5 лет (с 2015 по 2019 годы) 193 страны внедряли международную платформу в свои системы государственного планирования.

Казахстан — в арьергарде процесса. Согласно данным ООН, казахстанская система государственного планирования в 2019 году соответствовала целям устойчивого развития на 79,9%. Один из приоритетов внешней политики Казахстана — стать межрегиональным хабом по продвижению устойчивого развития в страны Центральной Азии и Афганистан.

На примере Казахстана ограниченность свободного рынка в реализации принципов устойчивого развития более чем очевидна. Пример с банковским сектором. За 10 лет масштаб банковских кредитов в генерацию основных фондов сократился с 12% до 2% к ВВП. Кредитный портфель банков, направленный на создание добавочных стоимостей, составляет всего 2% от казахстанской экономики. Зато масштаб поглощения свободной ликвидности населения (депозиты физлиц) вырос с 10% до 13% к ВВП.

Другой пример издержек свободного рынка. Со всех государственных трибун заявляют о развитии «экономики знаний». По факту сектор образования на дне рынка труда. Среднемесячная зарплата — одна из самых низких в Казахстане, всего 110 тысяч тенге. Объём инвестиций на одного работника в год — всего 140 тысяч тенге. При этом образование — один из самых ёмких по количеству рабочих мест секторов. Аналогичная ситуация с сельским хозяйством.

Казахстану необходимо извлекать максимум из заложенного потенциала национальной системы государственного планирования, а именно, конкретизировать целевое использование ресурсов и инфраструктуры государственной поддержки в контексте внятной модели развития страны, области, населенного пункта.

Конкретизация должна быть стандартизированной, универсальной для всех институтов и уровней власти. Вот вопиющая иллюстрация такой необходимости. В 2016 году порядка 85% стоимости проектов, профинансированных БРК (один из главных источников диверсификации экономики РК), пришлось на компании с государственным участием, включая субъекты квазигосударственного сектора. Что противоречило задаче Стратегического плана Казахстана — сократить долю участия государства в экономике до 15% к 2021 году. По сути, базовый институт развития страны вывел значительные ресурсы из запланированной диверсификации экономики.

Инфографика взята с документа «Стратегия развития АО «НУХ „Байтерек“» на 2014–2023 годы», размещенного на adilet.zan.kz

Созданная комиссия по восстановлению экономического роста — сигнал для экстренной реформы технологии госплана. Правительство благополучно отчиталось перед мировым сообществом о соответствии казахстанских программ развития на 79,9% целям и задачам устойчивого развития. Но на внутреннем рынке до сих пор нет четко сформулированной модели того, куда, как и через какие механизмы развивается страна.

Система госпланирования — это сотни параллельно функционирующих программ развития (включая стратегии, концепции, послания Президента, дорожные карты и прочие планы мероприятий).

Но ни одна программа не отвечает на вопросы:
1) каков ее вклад в общую модель развития Казахстана;
2) как она синхронизирована с другими программами.

Технологическая ошибка в национальной системе госпланирования лежит на поверхности. Ответственное ведомство пропустило принципиально важную рекомендацию Елбасы, где сформулирована главная сущность национального госплана ещё в декабре 2012 года.

«Страна должна работать как единая корпорация, а государство должно быть ее ядром. Сила корпоративного мышления кроется в том, что все процессы рассматриваются как единое целое. Государственные управленцы всех уровней должны научиться такому бизнес-мышлению». «Стратегия „Казахстан-2050“: новый политический курс состоявшегося государства». Послание Первого Президента.

Казахстан как единая корпорация — базовый и связующий принцип всей системы государственного планирования, где все процессы корпорации работают на главную цель: повышение доходов населения, условий для самореализации и качества жизненной среды.

Вот один из вариантов визуализации такого подхода.

В век цифровых технологий, нейронных сетей, искусственного интеллекта понятная и унифицированная платформа развития — главный инструмент для эффективного управления устойчивым развитием страны.

Казахстану необходимо создать условия для двухконтурной экономики: свободный рынок и интеллектуальная платформа национального госплана, работающего на творческую и экономическую самореализацию общества. В противном случае госресурсы будут уходить на максимизацию прибыли весьма ограниченного круга лиц под крышей многостраничных документов о светлом завтра.