В Международный день защиты детей «Лаборатория Касперского» проанализировала сайты, которые посещали казахстанские дети в период с июня 2019 года по май 2020-го*, и обнаружила, что наибольшая же доля порталов относилась к категории «Программное обеспечение, аудио, видео» — 46%. Причем самая высокая доля таких ресурсов с начала года была зафиксирована в мае (более 51%), а в апреле уже наблюдался значительный рост. Это может быть связано с периодом карантина, когда дети в основном находились дома и имели больше возможности проводить время в Интернете.
На втором месте поп популярности у детей в Казахстане по-прежнему остаются средства онлайн-общения (социальные сети и чаты). В среднем за год на эту категорию приходится 28% заходов, что несколько выше, чем общемировой показатель (24%). К приоритетным относится также игровая категория: около 15% пришлось на ресурсы с компьютерными играми.
В мире игровые ресурсы занимают значительное место в общем ландшафте посещаемых детьми сайтов. В топ-3 вошли Великобритания (24%), США (22%), Австралия (21%). Согласно статистике, в числе самых популярных игровых площадок у детей в мире — blizzard.com, roblox.com, epicgames.com, discordapp.com, ubi.com, origin.com, friv.com, curseforge.com, minecraftmods.com, crazygames.com.
Доля интернет-магазинов и маркетплейсов ежемесячно составляла в среднем 4,6%. Примечательно, что в Казахстане этот показатель – самый низкий в мире. Для сравнения: лидерами по доле посещений онлайн-магазинов являются дети из Германии (19,51%). Между тем посещение таких ресурсов представляет определенные риски: не только растрату денег детьми с карты родителей, но также, например, угрозу открыть данные банковской карты злоумышленникам.
«Сегодня происходит беспрецедентная демонстрация того, что цифровые технологии все же в первую очередь помогают, а не мешают развитию детей. Онлайн-образование, общение в интернете, все это возможно только благодаря технологиям, которые развивались последние десятилетия и стали не только ежедневным помощником, но и спасательным кругом в дни, когда выход из дома и личный контакт могут нести угрозу здоровью. Данные за последние месяцы показали, что дети, оставаясь дома и имея постоянный доступ к компьютеру, в первую очередь общаются и смотрят видео. И не только развлекательные, вполне возможно, что в потоке YouTube роликов, так же есть и образовательный контент, — комментирует Евгений Питолин, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии, странах СНГ и Балтии. — А пока мы рекомендуем обратить внимание на то, чтобы пребывание ребёнка в сети было безопасным, и оградить его от разнообразных угроз».
Защитить детей от интернет-опасностей помогает решение Kaspersky Safe Kids. Этот продукт «Лаборатории Касперского» распознаёт и блокирует множество актуальных для детей онлайн-угроз, начиная от фильтрации нежелательного контента и заканчивая предотвращением контактов в сети с потенциально опасными незнакомцами. Кроме того, с помощью этого решения родители могут быть в курсе публикаций ребёнка и изменений в списке его друзей в социальных сетях, а также узнавать его местоположение в режиме реального времени.
*Данные анонимизированной статистики по Республике Казахстан и по миру решения Kaspersky Safe Kids за период с июня 2019 года по май 2020 года.