Как бизнесу с минимальными потерями выйти из кризиса, который охватил весь мир?
Если работу машины временно остановили, то это самое разумное и лучшее время для ее ремонта и тюнинга. Тоже самое, можно сказать и про бизнес, которому предстоит начать работать уже в изменившемся после карантина мире.
Уже сейчас можно с полной уверенностью сказать, что бизнес среду и компании ждут перемены в той или иной степени. Бизнес среда и люди, так или иначе, менялись всегда в последние годы все быстрее и быстрее. Но во времена кризиса все перемены происходят радикально быстро. В новой пост кризисной бизнес реальности выживут и станут эффективными только те компании, которые умеют быстро меняться.
Почти все страдания людей связаны с тем, что они не могут смириться с тем, что теряют и не знают, как действовать после потерь. Все затруднения бизнеса той же природы. Когда руководители пытаются экстраполировать в будущее, то, что еще вчера приводило к успеху. В изменившемся мире это превращается в бег по песчаному склону вверх. Остановить страдание людей может только одно. Принять перемены, как что-то само собой разумеющееся и естественное открывающее все новое и свежее. Спасти бизнес от кризиса может только тот же подход, увидеть всё как есть, и найти во всех переменах возможности.
Любой бизнес всегда решает одну главную проблему: что нужно знать, для того чтобы добиться успеха. Для того чтобы решить эту проблему существует множество стратегических методов. Здесь же я предлагаю поговорить об антикризисном методе, диагностики «Изменение бизнес ландшафта». Этот метод позволяет схематично увидеть «как есть» бизнес модель компании и все ее значимое бизнес окружение в условиях меняющегося мира. Мыслить, значит схематизировать! Эти слова принадлежат Архимеду.
Рис.1 – Пример описания бизнес ландшафта
Для того чтобы оттолкнутся не от песка и сделать уверенный шаг вверх навстречу успеху в изменившемся мире. Нужна твёрдая опора «здесь и сейчас» в виде знаний для бизнеса: Что нужно делать для того чтобы не нести ненужные потери? Что препятствует движению товаров и услуг в главном бизнес процессе компании, генерирующем доход? Каковы взаимоотношения с партнёрами, стейкхолдерами и клиентами, чего они хотят, как они себя поведут в изменившемся мире? Найти ответы на все эти вопросы может построение схематичного бизнес ландшафта и его анализ.
Суть метода в том, что сначала мы строим модель главного бизнес процесса приносящего доход компании. Затем мы схематично изображаем весь обслуживающий его функционал компании. После чего переходим к добавлению к этой модели всего значимого бизнес окружения, включая клиентов. Последний шаг это пристальное изучение каждого блока бизнес модели на предмет беспокоящих бизнес симптомов (то, что препятствует успеху), которые затем позволяют найти корневые проблемы. Правильно сформулированная проблема всегда очевидно указывает на способ ее решения. Одна настоящая решёная проблема устраняет целый ряд неприятных для бизнеса симптомов. Остаётся только выбрать на решении каких проблем бизнесу стоит сосредоточится. Это и есть знание «что нужно делать» для того чтобы добиться успеха.
Диагностика ситуации «здесь и сейчас», это и есть твёрдая опора для всех последующих шагов к успеху. Этими шагами может и должны стать последующие стратегии изменений внутри компании и новые маркетинговые стратегии, для того чтобы изменить «бизнес ландшафт» с учетом всех возникших новых условий и возможностей.
Если мы хотим починить машину. Без полной и глубокой диагностики и понимания будущих условий ее эксплуатации не обойтись, это знает любой хороший водитель. Еще пару десятков лет назад почти любой водитель сам занимался диагностикой, ремонтом и техническими наворотами своей машины. Но это время безвозвратно ушло, так поступают теперь только любители владельцы старых машин. Новые машины стали сложны и высоко технологичны. Профессионалы, ценящие свое время и ресурсы теперь обращаются в проверенные мастерские к узкоспециализированым и высококлассным механикам. Так и бизнесу в наше быстро меняющееся время стоит, обращается к консультантам специализирующимся на разработке бизнес стратегий. Имеющим опыт и знающим, как сделать эту работу.
Александр Манулик,
эксперт по управленческому консалтингу и разработке бизнес стратегий, лидер направления «Практика стратегии» в компании «Дмитрий Чуприна & Партнеры»