Итоги социально-экономического развития РК

0
664

По линии МНЭ  РК

По состоянию на 9 марта т.г., котировки нефти составили $34 за баррель. Это в два раза ниже по сравнению с началом года. При этом внутридневное значение доходило до $31 за баррель.

Цены на металлы также демонстрируют снижение. Цены на цинк понизились на 16%, медь – на 12%, железная руда – на 4%, ферросплавы – на 1,2%.

На мировых рынках капитала наблюдается высокая волатильность. С начала года американские биржевые индексы снизились на 14%, европейские индексы – 15%, китайские индексы – 13%.

В текущем периоде обновлен кредитный рейтинг Казахстана. Международные рейтинговые агентства (Fitch Ratings, Standard and Poor`s) подтвердили суверенные кредитные рейтинги Казахстана (на уровне «BBB»). Прогноз сохранен на уровне «стабильный». При этом Standard and Poor`s присвоил рейтинг 6 марта т.г., Fitch Ratings – 21 февраля т.г.

Оперативные данные за январь-февраль т.г. по макроэкономическим показателям

  • В январе-феврале т.г. рост ВВП составил 3,3%.
  • Рост инвестиций в основной капитал составил 11,6%.
  • Годовая инфляция находится на верхней границе целевого коридора в 6,0%.
  • В базовых отраслях экономики в январе-феврале т.г. сохранялась положительная динамика. В строительстве был рост на уровне 11,9%, в связи – 10,7%, промышленности – 5,8%, торговле – 3,6% и сельском хозяйстве – 2,2%.

В январе т.г. внешнеторговый оборот составил $6,7 млрд. Объемы экспорта – $4,3 млрд., импорт – $2,4 млрд. Обеспечено положительное сальдо торгового баланса в сумме $1,9 млрд.

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Темп роста промышленности составил 5,8%. При этом обрабатывающий сектор (9,4%) вырос темпами в два раза выше чем горнодобыча (4,7%). В 8 регионах объемы промышленности выросли от 5,9% до 8,3%. Ниже среднереспубликанского уровня роста показали 9 регионов, из них по 2 регионам зафиксировано снижение (Жамбылская и Кызылординская области).

ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В обрабатывающем секторе достигнут рост на уровне 9,4%. 5 регионов показали рост выше среднереспубликанского уровня. Ниже среднереспубликанского уровня роста показали 12 регионов, из них по 1 региону зафиксировано снижение (Жамбылская область).

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

За январь-февраль т.г. инвестировано в экономику

1,5 трлн. тг. Половина вложенных инвестиций приходится на Атыраускую область.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Рост в строительном секторе составил 11,9%. Выше 12%-го роста (целевой рост) показали 4 регионов. В 4 регионах зафиксировано снижение (Мангистауская, Павлодарская, Кызылординская области и г.Шымкент).

ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖИЛЬЯ 

С начала года введено в эксплуатацию 1,7 млн. кв. метров жилья. Наибольший ввод жилья отмечается в городах Нур-Султан (394 тыс. кв. м) и Алматы (171 тыс. кв. м), а также в Мангистауской области (217 тыс. кв. м).

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Выпуск в сельском хозяйстве вырос на 2,2%.

По сельскому хозяйству в 8 регионах отмечен рост выше среднереспубликанского значения.

В целом по итогам двух месяцев т.г. сохраняется положительная динамика.

Вместе с тем, для минимизации последствий внешних вызовов центральным и местным исполнительным органам необходимо сконцентрироваться на следующих аспектах:

— мониторинг внешних вызовов и принятие оперативных мер реагирования;

— определение карты рисков регионов для недопущения снижения показателей;

— активизация работы региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров;

— усиление мер по расширению участия местных производителей в закупках государственных организаций, национальных компаний и недропользователей;

— особый контроль вопроса стабильности на рынке труда, обеспечив оперативный мониторинг ситуации;

— принятие практических мер для реализации пула инвестиционных проектов;

— обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов и расходов, поддерживающих МСБ.

По линии МФ РК

ПО ДОХОДАМ

Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов) исполнены на 97,3% к плану отчетного периода, республиканского — на 83%, местных бюджетов – на 145,3%.

На неполное исполнение доходов республиканского бюджета повлияли следующие внешние факторы.

Во-первых, ситуация с эпидемией коронавируса, вспыхнувшей в КНР в конце прошлого года оказывает отрицательное влияние на поступления НДС на импорт.

В частности, в феврале т.г. по сравнению с февралем 2019 года импорт с Китая снизился на 11%, а его физический объем снизился на 27%.

Поступления таможенных пошлин и налогов от импорта товаров из Китая уменьшились на 12% или на 2,1 млрд.тенге.

В целом, за 2 месяца т.г. наблюдается снижение количества автотранспорта на 24% и ЖД транспорта на 14% из КНР.

Во-вторых, снижение цен на внешних рынках.

Падение цен на медь на 6%, алюминий на 5%, цинк на 10%, свинец на 3% повлияло на снижение уплаты авансовых платежей у порядка 50% плательщиков КПН (наиболее крупные суммы снижены АО «АрселорМиттал Темиртау» на 4,4 млрд.тг., АО «КазТрансГаз» на 4,1 млрд.тг., АО «Алюминий Казахстана» на 1,2 млрд.тг.).

Кроме того, произошло уменьшение поступлений на более чем 56% (4 млрд.тг.) по 18 банкам второго уровня.

В целом, несмотря на негативное влияние внешнего фактора удалось обеспечить темп роста по НДС на 110,5% (52 млрд.тг.) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Собственные доходы местных бюджетов составили 559 млрд.тенге и перевыполнены на 174 млрд тенге.

Во всех регионах планы доходов перевыполнены.

ПО РАСХОДАМ

Расходы государственного бюджета исполнены на 96,5%, республиканского – 97,1%, местных бюджетов – 96,9%.

Расходы республиканского бюджета составили 2 трлн. 102 млрд.тенге.

Не исполнено — 62 млрд.тенге, из них экономия – 10 млрд.тенге.

Сумма неосвоения – 52 млрд.тенге.

Это на 23 млрд.тенге меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Расходы местных бюджетов составили 721 млрд.тенге.

Не исполнено — 23 млрд.тенге.

В текущем году в республиканском бюджете предусмотрено целевых трансфертов в сумме 1 трлн 499 млрд.тенге.

В отчетном периоде регионам выделено 97,7 млрд.тенге.

По оперативным данным освоено 92,3% или 90,2 млрд.тенге.

Не исполнено 7,5 млрд.тенге, в том числе экономия 2,3 млрд.тенге.

Не освоено – 5,2 млрд.тенге.

ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ АУДИТУ И КАМЕРАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ

  • За отчетный период проведено 334 аудиторских мероприятий.
  • Аудитом охвачены 187 млрд.тенге бюджетных средств.
  • Установлены финансовые нарушения на сумму 44 млрд.тенге.
  • Из них, 38 млрд.тенге устранены путем поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ, возмещения в бюджет и отражения по учету.

ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ АКТИВАМИ

На 2020 год планируется реализовать 68 объектов.

На продажу выставлено 34.

За отчетный период продано 6 объектов на сумму 3,2 млрд.тенге.

28 объектов находятся на торгах.

3 объекта направлены на реорганизацию и ликвидацию.

31 объект будет выставлен на продажу до конца года.

В складывающихся экономических условиях, связанных с внешними факторами, будут приняты соответствующие меры для обеспечения сбалансированности и устойчивого развития государственного бюджета.

В первую очередь, будут оптимизированы расходы республиканского бюджета. Направления оптимизации определены.

Во-первых, это приобретение дорогостоящей мебели и транспорта, проведение семинаров, форумов и других имиджевых мероприятий. По данным расходам предварительная работа проведена.

Утверждена Дорожная карта с пошаговыми действиями государственных органов, регионов и субъектов квазисектора.

Во-вторых, неприоритетные для текущих условий расходы, проекты и мероприятия, которые можно отложить на более поздние сроки, а также новые проекты, включая те, что были включены в бюджет с отлагательными условиями.

При этом хочу отметить, что будет обеспечено полное исполнение социальных обязательств.

Кроме того, будут приняты меры по индексации пенсий, пособий, АСП с учетом пересмотра коридора инфляции.

Также, потребуют индексации ряд расходов, привязанных к курсу тенге. Это обслуживание правительственного долга, лекарственное обеспечение населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, лечение граждан Казахстана за рубежом, обучение в рамках программы «Болашак» и ряд других.

В-третьих, еще одно направление в рамках обеспечения сбалансированности бюджета – пересмотр дивидендной политики компаний квазигоссектора.

Для обеспечения реализации всех мер реагирования предлагается к середине апреля подготовить проект уточнения республиканского бюджета.

По линии МТСЗН РК

На фоне обсуждаемой сегодня ситуации Правительством будут в полном объеме выполняться все обязательства по социальному обеспечению граждан.

В государственном бюджете на 2020 год на выплату более 4 млн. получателям предусмотрено порядка 3 377 млрд. тенге.

Для сохранения покупательской способности получателей пенсий и пособий с 1 января 2020 года размеры солидарных пенсий в результате ежегодной индексации увеличены на 7%,    с опережением инфляции на 2%, рост остальных социальных выплат составил 5%.

В целях смягчения возможных последствий, с учетом складывающейся ситуации на внешних рынках для населения, размеры всех социальных выплат будут приводиться в соответствие с уровнем инфляции.

В нынешних условиях будут приняты все меры по обеспечению занятости населения, включая потенциал государственной программы «Енбек».

В текущем году мерами по обеспечению занятости планируется охватить 735 тыс. человек, в том числе через госпрограмму «Енбек» – 535 тыс. человек.

В программе предусмотрены все меры антикризисного реагирования, это: переобучение, в том числе сокращаемых работников, льготное кредитование и выдача грантов для развития микро — бизнеса, трудоустройство на субсидируемые рабочие места.

На реализацию данных мер из государственного бюджета на текущий год предусмотрено 123 млрд. тенге (из РБ – 83 млрд. и МБ – 40 млрд.).

В целях обеспечения стабильности на рынке труда и реализации мер по недопущению резкого роста уровня безработицы предлагается следующие меры.

  • разработка Дорожной карты по реализации инфраструктурных проектов по ремонту социальных объектов и благоустройству населенных пунктов;
  • увеличение охвата временными субсидируемыми рабочими местами;
  • организация профобучения высвобождаемых работников;
  • увеличение количества грантов для развития микро бизнеса.

В целях сохранения занятости и защиты трудовых прав работников будут усилены меры по ежедневному мониторингу предприятий, планирующих высвобождение работников, с принятием мер по их трудоустройству.

Будет продолжена работа по заключению с предприятиями дорожных карт по управляемому перетоку работников предприятий между отраслями экономики, а также по заключению меморандумов по сохранению рабочих мест.

Профилактическим контролем будут охвачены все предприятия страны, находящиеся в зоне риска, с целью недопущения, прежде всего, задолженности по заработной плате.

Совместно с заинтересованными центральными и местными исполнительными органами, НПП «Атамекен» будут приняты системные меры по обеспечению создания планируемых в 2020 году 431 тыс. новых рабочих мест, в т.ч. 240 тыс. постоянных рабочих мест. 

По линии МИИР РК

С учетом изменения внешнеэкономической конъюнктуры, в настоящее время для стабилизации ситуации в промышленности Правительством принят пакет оперативных мер, нацеленный на:

  • Сохранение рабочих мест.
  • Развитие новых производств, ориентированных на внутренний рынок (импортозамещение).
  • Поиск альтернативных рынков сбыта для сохранения текущих торговых потоков.

В рамках реализации госпрограмм «Нурлы жол» и «Нурлы жер» будет сделан акцент на максимальное вовлечение отечественных предприятий в поставке товаров, работ и услуг.

Это позволит обеспечить загрузку предприятий в отраслях производства строительных материалах, металлургии, химии и др. смежных секторах.

В 2020 г. в рамках госпрограмм планируется:

  • Ввод жилья – 15 млн кв.м.
  • Строительство и ремонт дорог – 2,6 тыс. км республиканского значения, 4,3 тыс. км местных сетей.

За счет реализации данных мероприятий планируется увеличение доли отечественных поставок до 95%.

В металлургической промышленности будут предприняты меры, направленные на организацию производств товаров более высоких переделов:

  • Поиск альтернативных рынков сбыта;
  • Развитие производства продукции с высокой добавленной стоимостью;
  • Закуп нефтяными компаниями труб у отечественных производителей;
  • Привлечение стратегических инвесторов. 

В химической промышленности нами планируются поддержка отечественных предприятий через:

  • Субсидирование сельхозтоваропроизводителям стоимости минеральных удобрений только отечественного производства;
  • Разработка мер государственной поддержки для предприятий отрасли, готовых производить сырье для развития лакокрасочной отрасли, производства строительных материалов и других смежных отраслей;
  • Проработка возможности заключения долгосрочных контрактов между отечественными производителями взрывчатых веществ, промышленных химикатов (доля более 30%) с национальными компаниями, системообразующими предприятиями, недропользователями.

В машиностроении будут инициированы следующие системные меры:

  • Усилена поддержка действующих предприятий через инструменты стимулирования спроса (увеличение объема финансирования программы льготного кредитования автотранспортных средств и с/х техники);
  • Вынесение на Межправительственное обсуждение вопроса снижения региональными партнерами (Китай, Узбекистан, страны СНГ) импортных пошлин на ряд товаров (аккумуляторы, трансформаторы, комплектующие), а также снятия других заградительных мер для казахстанских товаров;
  • Продвижение отечественной продукции через регулируемые закупки (недропользователи, Самрук-Казына и др.);
  • Обеспечение преимущественных условий субсидирования аграриев при приобретении отечественной сельхозтехники;
  • Заключение долгосрочных договоров с отечественными производителями на поставку железнодорожных вагонов и локомотивов для обновления Ж/Д парка.

В легкой промышленности нами предлагаются следующие действия:

  • Продвижение отечественной продукции через регулируемые закупки (недропользователи, гособоронзаказ и др.);
  • Продвижение отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках через инструменты развития коммерческих брендов;
  • Увеличение использования казахстанского сырья в производстве текстильных изделий, изделий из шерсти и кожи;
  • Вынесение на Межправительственное обсуждение вопроса снижения региональными партнерами (Китай, Узбекистан, страны СНГ) импортных пошлин на ряд товаров (ковры, носочно-чулочные изделия, текстиль и др.), а также снятия других заградительных мер;
  • Поиск сырьевых товаров из других стран (страны Юго-Восточной Азии, Узбекистан, Россия, Турция и др.).

В фармацевтической промышленности будут приняты следующие меры:

  • Увеличение доли закупок казахстанских производств ГОБМП (Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи) через СК Фармация (постельное белье, медицинские халаты и пр.);
  • Субсидирование стоимости лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
  • В целом, хотел бы заверить, что вопросы стабилизации ситуации в промышленности находятся под постоянным контролем Министерства индустрии и инфраструктурного развития.
  • Нами принимаются мероприятия оперативного и стратегического характера для предупреждения дальнейших изменений ситуаций во внешнеэкономической конъюнктуре.