Развитие сельского хозяйства Казахстана

0
6037

Ветеринарные требования, привлечение инвестиций, экспорт продукции — какие результаты достигнуты в развитии сельского хозяйства Казахстана в 2019 году

В своем Послании народу Казахстана Глава государства К. Токаев отметил, что общая цель в развитии сельского хозяйства заключается в увеличении производительности труда и экспорта в 2,5 раза. Казахстан имеет большой аграрный потенциал, который дает возможность в ближайшую пятилетку осуществить реальный прорыв в сельском хозяйстве. Для этого, в первую очередь, необходимо наладить работу по привлечению инвестиций в АПК. Правительство страны продолжает работу по выработке  четких кратко- и среднесрочных приоритетов сельскохозяйственной политики и стабилизации инструментов поддержки. Об основных тенденциях развития сельского хозяйства по итогам 2019 года в обзорном материале PrimeMinister.kz.

Одним из важных вопросов дальнейшего развития сельского хозяйства является экспорт продукции АПК, который имеет огромный потенциал. В общей сумме из 500 млрд. тенге, запланированных в целом на поддержку экспорта, 100 млрд. тенге предусмотрено на сельскохозяйственный экспорт. Сейчас более 60 % экспорта продукции АПК — это сырьевая продукция.

Также важным вопросом остается эффективное использование земли. Проведенная Министерством сельского хозяйства инвентаризация сельхозземель выявила 16,5 млн га неиспользуемых площадей. Правительство проводит работу по аудиту всех сельхозземель и оцифровку информационной системы земельного кадастра.

 

Экспорт продукции АПК в 2019 году вырос на 6,4%

В 2019 году экспорт продукции АПК составил 12,41 млн тонн на сумму $3,29 млрд, что на $198 млн или 6,4% больше, чем в 2018 году. При этом, доля экспорта переработанной продукции от общего объема экспорта продукции АПК в 2018 году составила 33,65%.

Перевыполнены плановые показатели госпрограммы развития АПК по экспорту продукции АПК на 24,1%. В прошлом году экспортировался 551 вид продукции АПК в 72 страны мира.

Следует отметить, что более 50,2% экспортной номенклатуры товаров приходится на переработанную сельхозпродукцию. Расширение перечня экспорта продуктов переработки — это результат проводимой политики диверсификации сельскохозяйственного производства и развития переработки.

План по привлечению инвестиций в АПК на 2020 год составляет 559 млрд тг с реализацией 94 инвестиционных проектов. В том числе с иностранным участием 16 проектов, которые сейчас на стадии проработки и реализации на сумму $837 млн.

Перспективными инвестиционными проектами можно отметить строительство мясокомбината с участием крупной американской транснациональной компании в области мясопереработки «Tyson Foods Inc.» и строительство завода по производству современных систем орошения «Valmont Industries» (США). По обоим проектам подписаны соглашения на уровне Правительства РК.

Справочно. 95 групп продукции животноводства, 179 групп продукции растениеводства. Растет экспорт казахстанской продукции АПК на приоритетные рынки. Так, увеличился экспорт продукции АПК в Китай на 50,5%, в страны Персидского залива (Катар, Кувейт, ОАЭ, КСА, Оман, Бахрейн) в 3,2 раза, в страны Центральной Азии (Узбекистан, Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркмения) на 7,4%, в страны ЕАЭС на 8,2 %.

 

Развитие растениеводства: будет увеличена площадь масличных, кормовых, овощебахчевых культур и картофеля

Прошлый год для отдельных областей нашей страны выдался экстремальным. Установившаяся аномальная жара в июле-августе сменилась продолжительными дождями, что в итоге отразилось как на объеме собранного урожая так и на его качестве.

В целом, по большинству основных сельхозкультур наблюдается умеренный рост объемов производства и урожайности.

В 2020 году сельскохозяйственные культуры планируется разместить на площади 22,5 млн га, что больше уровня 2019 года на 240 тыс. га. Будет увеличена площадь масличных, кормовых, овощебахчевых культур и картофеля.

В прошлом году площади под гречихой были сокращены на 29,4 тыс. по сравнению с 2018 годом. Резкое сокращение наблюдалось в Восточно-Казахстанской (на 11,7 тыс. га), Павлодарской (на 9,2 тыс. га), Костанайской (на 7 тыс. га) областях. Это сыграло на стоимости гречневой крупы, по которой наблюдался рост цен во всех регионах. В этой связи, в 2020 году будут увеличены площади данной крупяной культуры ввиду ее социальной значимости.

Остро стоит вопрос с применением удобрений. Необходимо иметь агрохимическую картограмму, следует активизировать работу по проведению агрохимических анализов почв. Планируется строительство новых агрохимических лабораторий, так в Костанае и Петропавловске уже запущены лаборатории, которые оснащены современным автоматизированным оборудованием.

Также, одной из насущных проблем является борьба не только с засоренностью полей, но и вредителями и болезнями. Своевременное определение очагов распространения и проведение химических обработок позволит предотвратить значительные потери урожая и его качества.

Ежегодно на борьбу с ними выделяются огромные бюджетные средства, а эффект от этого минимальный. Так, площади распространения горчака ползучего не уменьшаются, что наносит значительный урон сельхозпроизводству. Это означает, что на местах не принимаются необходимые меры и контроль за их выполнением осуществляется не на должном уровне.

Кроме того, на сегодня на посевах зерновых широко распространены ржавчина и септориоз. В годы массовых заражений потери урожая могут достигать 40% и даже полной гибели растений.

В этой связи, с 2020 года будут субсидироваться все виды пестицидов. При этом субсидирование пестицидов будет осуществляться с учетом экономического порога вредоносности.

Информация о площади, месте распространения вредных, особо опасных вредных организмов с численностью выше ЭПВ (экономический порог вредоносности) и карантинных объектов будет предоставляться областной территориальной инспекцией Комитета государственной инспекции в АПК.

Данная мера позволит аграриям самим выбирать необходимые фунгициды и инсектициды для борьбы с болезнями и вредителями растений, а также предотвратить массовое их распространение путем проведения обработок в оптимальные сроки.

 

Обновление сельхозтехники: почти в два раза возросло число высокопроизводительных посевных комплексов

Для увеличения  производительности труда в АПК как минимум в 2,5 раза необходимо, в первую очередь, провести работу по техническому переоснащению аграриев.

Средний уровень обновления за 2019 год достиг — 4% (3,5% в 2018 году), при минимальном технологическом уровне в 6%.

Хорошие темпы обновления техники в Карагандинской (4,6%), Акмолинской (4,5%), Жамбылской (4,4%), Восточно-Казахстанской и Актюбинской (4,3%) областях. Низкие темпы обновления наблюдаются в Алматинской и Туркестанской областях (2,8% и 1,8%).

Почти в два раза возросло количество высокопроизводительных посевных комплексов в 2019 году (143 единицы) в сравнении с 2018 годом (72 единицы), которые одновременно выполняют несколько операций (культивация, посев, внесение удобрений, боронование, выравнивание поверхности и прикатывание почвы).

Наличие более 4 тыс. посевных комплексов уже позволяют в текущем году обеспечить посев на 70% зернового клина республики.

Вместе с тем по республике наблюдается высокий уровень наличия парка сельхозтехники, подлежащей списанию, что сдерживает темпы обновления машинно-тракторного парка. Без списания старой техники, износ которой составляет 80%, не получится повысить уровень обновления, так как приобретаемая техника просто не видна в общей массе всего парка.

В текущем году на проведение посевных работ по согласованию с Министерством энергетики на период февраль-июнь выделено порядка 387 тыс. тонн дизтоплива. Учитывая сложные погодные условия, дополнительно выделено по заявкам областей — 10 тыс. тонн, что позволило полностью удовлетворить потребности всех регионов в дизтопливе.

В текущем году цена на дизтопливо для СХТП составит 177 тенге/литр (на АЗС 195 тенге/литр), что на 10% дешевле рыночной стоимости.

 

Развитие животноводства: в 2019 году в скотоводстве создано 840 новых хозяйств 

Основной упор программы мясного животноводства направлен на создание фермерских хозяйств. Так, в 2019 году профинансировано приобретение 82,1 тыс. голов маточного поголовья крупного рогатого скота и закуп 374,4 тыс. овцематок. В результате чего создано 840 новых хозяйств в скотоводстве, что на 38% больше по сравнению с 2018 годом.

По итогам 2019 года создано 1 057 новых хозяйств в овцеводстве, что в 2,2 раза больше по сравнению с 2018 годом.

В целях импортозамещения реализуется программа развития молочного животноводства. Так, в 2019 году было профинансировано и введено 30 МТФ (из них 8 промышленных ферм) с общим поголовьем 7,5 тыс. голов. Чтобы достичь показателей отраслевой программы уже в 2020 году необходимо создать 25 промышленных МТФ и 30 семейных МТФ с общей мощностью не менее 15 тыс. голов дойного стада.

В рамках программы развития птицеводства принимаются меры по дальнейшему наращиванию объемов производства мяса птицы для последующего импортозамещения.

По итогам 2019 год доля импорта мяса птицы составила 45,3% (в 2018 году – 49%). Снижение доли импорта, прежде всего, связано с запуском первого этапа проекта по производству 25 тыс. тонн мяса птицы в Акмолинской области (ТОО «Макинская птицефабрика»), и с реализацией проекта по расширению действующей птицефабрики с производительностью мяса птицы до 8000 тонн в год в Жамбылской области (ТОО «Аулие Ата Феникс»).

В отрасли свиноводства, в 2019 году были реализованы 4 проекта общей мощностью 19,9 тыс. тонн. В 2020 году планируется строительство свинокомплекса ТОО «АПК «Бавария продукт» мощностью на 5,5 тыс. тонн свинины.

 

Развитие земледелия: восстановлены 146 тыс. га орошаемых земель

На данный момент площадь орошаемых земель, где подведена водохозяйственная инфраструктура составляет 1,5 млн га.

В рамках Госпрограммы АПК в период с 2017 по 2019 годы были восстановлены 146 тыс га орошаемых земель. При этом в 2017-2018 годах из восстановленных 80 тыс га орошаемых земель фактически используется по назначению только 37,7 тыс. га.

В текущем году планируется восстановить 182 тыс га с учетом невыполненного объема в 2019 году (из них 124 тыс.га по плану и 58 тыс. га невыполненный объем в 2019 году).

Президентом поставлена задача к 2030 году поэтапно увеличить количество орошаемых земель до 3 млн га. В настоящее время акиматами областей предварительно определены около 1 млн га земель и проведена работа по определению потенциальных инвесторов для строительства ирригационных сетей и реализации проектов по развитию новых орошаемых земель с участием частного партнерства через механизм ГЧП, способов полива и по размещению и структуре возделываемых культур. При этом министерством параллельно проводится работа по эффективному использованию уже введенных орошаемых земель.

 

Переработка растениеводческой и животноводческой продукции: в 2019 году произведено продуктов питания на 1,6 трлн тенге

Государство оказывает поддержку развитию аграрного сектора в целях увеличения объемов производства, повышения урожайности и качества производимой продукции, загрузки производственных мощностей предприятий по переработке сельхозпродукции и обеспечению их отечественным сырьем.

В 2019 году произведено продуктов питания в денежном выражении на 1,6 трлн тенге, что к соответствующему периоду прошлого года составило 99,7%.

В прошлом году по сравнению с 2018 годом наблюдается рост объема производства масла растительного, мучных кондитерских и макаронных изделий.

Вместе с тем, снижены объемы производства муки, плодоовощных консервов и соков, крупяных и сахаристых кондитерских изделий, сахара.

По итогам 2019 года в сфере переработки мяса и молока рост производства составил 108,1% и 101,4% соответственно, что показывает хорошие темпы роста. Производство мясо-молочной продукции достигло до 563,5 млрд тг.

Также необходимо отметить, что более 60% хозяйств, занятых в растениеводстве не вовлечены в сектор животноводства.

Только по 5 областям более 270 хозяйств с общей площадью 3,9 млн га пашни не имеют поголовья и не обеспечивают круглогодичную занятость населения. В этой связи, необходимо диверсифицировать такие хозяйства через инструменты кредитования и субсидирования, чтоб занимались разведением животноводства.

 

Ветеринарные требования: в 2019 году снижена площадь распространения особо опасных организмов на 25,5%

В прошлом году с КНР согласованы ветеринарные требования на свинину, молочную продукцию, шерсть, и фитосанитарные требования семена льна, пшеничную муку и комбикорма.

При этом, всего в зарубежных Реестрах включено 3013 казахстанских предприятий, включая 569 предприятий в Реестрах третьих стран (КНР, ОАЭ, ЕС, РУ).

В прошлом году включено 307 предприятий по производству продукции подконтрольной ветеринарной службе, 245 предприятий по производству продукции подконтрольной фитосанитарной службе РК. С начала текущего года включено еще три молочных предприятия.

Теперь финансирование инспекций казахстанских предприятий для включения в Реестры третьих стран будет за счет бюджета, на что выделено 291 млн тенге на ближайшие три года.

Прежде чем вывести продукцию на экспорт проводится большая работа по обеспечению эпизоотического и фитосанитарного благополучия.

Для проведения необходимых мероприятий из государственного бюджета по направлениям «Ветеринария, пищевая безопасность», «Фитосанитария, карантин растений» было выделено в прошлом году 51,9 млрд тг, что на 6,5% больше чем в 2018 году.

При этом, 57% направлен из республиканского бюджета и 43% из местного бюджета.

В прошлом году зарегистрировано 146 очагов по болезням животных, из которых 131 очагов ликвидированы, в остальных 15 очагах ветеринарные мероприятия продолжаются. По сравнению с 2018 годом количество очагов снижено на 12,5%, что обеспечивается за счет 100% охвата подлежащего вакцинации поголовья.

На это было выделено в прошлом году 140,7 млн доз вакцин на сумму 7,625 млрд тг, при этом 62,6% это отечественные препараты.

В республиканском запасе на текущий год находится 74% от требуемого на год объема вакцин, что позволит провести весеннюю вакцинацию своевременно и в полном объеме.

На 2020 год запланировано проведение 150,1 млн манипуляции по вакцинации животных против 19 особо опасных болезней животных; 41,2 млн исследований по 28 особо опасным болезням животных (в первом полугодии 2020 года).

Касательно бруцеллеза, благополучным признается стадо только после получения двукратного отрицательного результата диагностического исследования на всем поголовье стада. В прошлом году зарегистрировано по бруцеллезу 205 неблагополучных пунктов, из них 81 переходящий с 2018 года. В прошлом году 139 неблагополучных пунктов оздоровлены и закрыты решением МИО, в 66 пунктах продолжаются ветеринарно-оздоровительные мероприятия.

По высокопатогенному птичьему гриппу дополнительно к вакцинации хозяйств населения по пути миграции перелетных птиц будет проводиться вакцинация хозяйств населения в 20 км радиусе вокруг действующих птицефабрик, а также родительские стада ПФ.

По сибирской язве проводится ежегодная профилактическая вакцинация восприимчивых животных со 100% охватом, усилен контроль за качеством применяемых вакцин. Установленные кадастром 2180 сибиреязвенных захоронений ограждены и обозначены опознавательными знаками.

Продолжается работа с МЭБ (Всемирная организация здравоохранения животных)  по обучению ветеринарных специалистов во Франции, по получению казахстанской лабораторией статуса референтной лаборатории МЭБ по чуме мелких жвачных для центрально-азиатских стран, по сотрудничеству по бруцеллезу и лейкозу.

Фитосанитарной службой РК за отчетный период проведена работа по регионализации территории страны по особо опасным вредным организмам и карантинным объектам (карты). Анализ данных за последние три года показывает снижение площадей распространение особо опасных вредных организмов.

Так, в 2019 году в результате своевременного проведения фитосанитарных мероприятий против особо опасных вредных организмов снижена площадь распространения на 1,2 млн га или на 25,5%, к примеру, снижена площадь распространения стадных саранчовых вредителей на 67%, что позволило предотвратить потери урожая зерновых и зернобобовых культур и пастбищного корма.

В прошлом году площади распространения карантинных объектов составила 75,2 тыс. га, что на 40% ниже уровня предыдущего года.

Было задействовано 297 единиц техники и использовано 476 тыс литров пестицидов. В республиканском запасе находится 80 тонн препаратов, что позволит весною своевременно начать обработки 553 тыс га в южных регионах РК.

В текущем году планируется привлечь 151 единицу техники и дозакупить 10 тонн пестицидов.

В прошлом году на автопереходах вблизи границы с РФ и Кыргызской республикой начали функционировать 64 контрольных постов (32 ветеринарных и 32 фитосанитарных КП).

Инспектора останавливают транспортные средства для проведения проверки документов, осмотра и досмотра груза, отбора проб. В случае выявления нарушений продукция задерживается, уничтожается или возвращается.

Таким образом, по всему периметру страны действуют 63 ветеринарных и 52 фитосанитарных контрольных постов (автопереходы, железнодорожные станции, аэропорты и морские порты, МЦПС Хоргос).

В 2019 году государственными инспекторами выявлено 7777 нарушений законодательства. Выдано 7038 предписаний и протоколов за нарушение законодательства, наложено 5555 административных штрафов на сумму более 231 млн тг, проведено 2402 возвратов продукции.

Для облегчения выхода продукции АПК на приоритетные рынки сбыта, в том числе КНР по инициативе Министерства в рамках Национального плана стандартизации на 2019 год были приняты 156 стандартов на основе стандартов КНР (для масел, мясной продукции, соков, напитков и другой продукции), а также приняты 14 стандартов на основе руководств МЭБ и 8 стандартов на продукцию растительного происхождения на базе стандартов ЕЭК ООН.

Справочно: На сегодняшний день на уровне ЕАЭС действуют 12 единых технических регламентов на пищевую продукцию, в т.ч. 9 технических регламентов на отдельные виды продукции, с перечнями стандартов на продукцию — 1 382 стандартов и стандартами на методы контроля — 2 283 стандартов.

В текущем году в Национальном плане стандартизации предусмотрено разработка и принятие 46 стандартов на продукцию АПК. В рамках межгосударственной стандартизации планируется разработка 105 стандартов.

Активно ведется сотрудничество с уполномоченными органами Российской Федерации по запуску процесса электронного обмена фитосанитарных и ветеринарных сертификатов, упрощающих экспортно-импортные операции. Предполагается эту работу также завершить к концу текущего года.

Отраслевая система прослеживаемости развивается на базе действующих ИС, касательно маркировки, то после реализации пилотных проектов по разным видам продукции АПК будет выбрана модель отраслевой системы маркировки. МСХ активно участвует в рабочей группе высокого уровня ЕАЭС по разработке общих подходов и определению сроков внедрения в государствах-членах ЕАЭС национальных систем прослеживаемости продукции животноводства и растениеводства.

В течение 2019 года были подписаны 8 соглашений и меморандумов о сотрудничестве в области сельского хозяйства (с Чехией, Грузией, Эстонией, а также трехсторонний меморандум с Россией и Ираном по вопросу сотрудничества в торговле пшеницей).

17 ноября 2019 года подписана «Дорожная карта по активизации двустороннего сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан в области сельского хозяйства на среднесрочную перспективу».

 

Развитие инвестиционного субсидирования в АПК

Для повышения доступности финансирования субъектов АПК в 2019 году продолжена реализация программы инвестиционного субсидирования. Этот инструмент господдержки у субъектов АПК сейчас самый востребованный.

По данной программе в начале 2019 года было выделено 66,5 млрд тг, а затем ввиду недостаточности выделенных средств для удовлетворения потребностей агробизнеса, в конце года при поддержке Премьер-Министра Республики Казахстан было выделено дополнительно 41,1 млрд тг.

В итоге сумма инвестиционных субсидий достигла 107,6 млрд тг или рост в 2,2 раза по сравнению с 2018 годом.

При этом количество заявок на субсидирование составило 22,7 тыс., тогда как всего с начала реализации программы инвестиционного субсидирования, то есть за пятилетний период было просубсидировано 22,9 тыс. заявок, что обеспечило рост инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в сумме 501,6 млрд тг (рост 27%), тогда как за 2018 год объем инвестиций составил всего 395,6 млрд тг.

Следующим механизмом повышения доступности финансирования является субсидирование ставок вознаграждения по кредитам и лизингу. Программа предусматривает возмещение 10% от ставки вознаграждения по кредитам на приобретение сельхозтехники, сельхозживотных, основных средств и строительство, а также 5% по договорам займа на пополнение оборотных средств.

Также, по данному направлению субсидируются проекты АПК по программе «Экономики простых вещей», где конечная ставка составляет 5% по кредитам на основные средства и 6% — на оборотные средства с учетом субсидирования.

В 2019 году на эти цели направлено порядка 21 млрд тг. Это позволило охватить субсидированием более 9 тыс. договоров займа и привлечь в отрасль 372 млрд тг заемного капитала.

 

Реализация программы «Еңбек»

Министерство участвует в реализации Программы «Еңбек» и проводит работу по предоставлению микрокредитов участникам программы, реализующим или планирующим реализовать бизнес-проекты в сельских населенных пунктах и малых городах.

Средства для микрокредитования предоставляются акиматам областей в виде бюджетного кредита. Акимат распределяет данные средства между Аграрной кредитной корпорацией для дальнейшего фондирования микрофинансовых организаций и кредитных товариществ, а также Фондом финансовой поддержки сельского хозяйства для прямого кредитования.

В начале 2019 года на реализацию программы «Еңбек» было выделено 44,7 млрд тг, а в июле 2019 года было дополнительно выделено 20 млрд тг. Общая сумма микрокредитования составила 64,7 млрд тг.

По итогам 2019 года в целом по республике освоено 64,7 млрд тг или 100%, выдано 16 181 микрокредитов, создано порядка 18 тыс. рабочих мест.

В разрезе отраслей экономики микрокредиты выданы на развитие:

  • животноводства – 75% (12 195 микрокредитов на сумму 43,6 млрд тенге);
  • растениеводства – 5% (735 микрокредитов на сумму 3,7 млрд тенге);
  • несельскохозяйственные виды бизнеса (торговля, бани парикмахерские, СТО и т.д.) – 20% (3 325 микрокредитов на сумму 17,6 млрд тенге).

 

Аудит всех сельхозземель и оцифровка земельного кадастра

Во второй половине 2019 года Министерством совместно с АО «ҚазҒарышСапары» в пилотном режиме создан геопортал для проведения онлайн мониторинга использования и инвентаризации сельхозземель с помощью космических снимков в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях.

По результатам данных работ в 2019 году в Акмолинской области выявлено 289,2 тыс. га неиспользуемых, 133,6 тыс. га неучтенных и самозахваченных земель. В Северо-Казахстанской — 284,3 тыс. га неиспользуемых, 88,7 тыс. га неучтенных и самозахваченных земель.

По неучтенным участкам акиматами проводятся работы по их оформлению с направлением уведомления, а по самовольно захваченным и неиспользуемым участкам — материалы готовятся для передачи в суд по их изъятию. В текущем году работа по аудиту будет продолжена в остальных регионах.

Министерством в ноябре 2019 года был закончен детальный анализ обеспеченности пастбищами, которые закреплены за сельхозпредприятиями и населением сел. Были сопоставлены нормативы нагрузки на пастбища и фактическое наличие сельхозживотных в разрезе районов, сельских округов и хозяйств.

Анализ показал, что практически во всех областях, особенно в южных регионах наблюдается дефицит пастбищных угодий для местного населения. При этом за действующими хозяйствами закреплено 72,4 млн га пастбищ, из которых почти половина не загружена достаточным поголовьем скота.

Кроме того, в 2019 году Комитет по управлению земельными ресурсами в рамках осуществления госконтроля за соблюдением земельного законодательства, возвратил в госсобственность через суд — 1,2 млн га неиспользуемых земель, из них 37 тыс. га — пашни, 1163 тыс. га — пастбищ.

По указанным землям проводятся работы по их перераспределению новым землепользователям и вовлечению их в сельхозоборот.

Также Министерством изготовлены почвенные и геоботанические  электронные карты открытого доступа по получению данных по баллу бонитета почв и кормоемкости пастбищных угодий. Утвержден План мероприятий, предусматривающий установление до конца 2021 года границ (черты) 2 480 сельских населенных пунктов, что позволит определить фактический размер пастбищных угодий, необходимых для нужд местного населения. На сегодня установлены границы в 1 611  населенных пунктах, требуется установить — в 869.

Кроме этого, весной 2019 года неиспользуемые 1,7 млн гектар сельхозземель проблемного агрохолдинга-латифундиста были переданы 43 новым инвесторам, то есть данная площадь была сегментирована до оптимальных размеров и позволила снизить предпринимательские риски неэффективного управления.

Новые владельцы вложили порядка 20 млрд тг инвестиций только на проведение весенне-полевых работ, выплатили долги по налогам и заработной плате, сохранили рабочие места. Необходимо отметить, что во всех вышеуказанных случаях инвесторами являются отечественные юридические лица и граждане Казахстана.

Министерством разработаны поправки в Земельный, Предпринимательский и Налоговый кодексы в части сокращения этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель (с 2 лет до 1 года), а также 20-кратного увеличения налога на неиспользуемые сельхозземли.

На сегодня разработана концепция проекта Закона, которая размещена на интернет-портале открытых НПА и интернет-ресурсе МСХ для публичного обсуждения, а также направлена субъектам частного предпринимательства для получения экспертного заключения.

Касательно поручения Главы государства по проведению пилотного проекта по космомониторингу использования земель, 28 октября 2019 года были внесены изменения в Земельный кодекс РК по проведению мониторинга земель, в том числе посредством данных дистанционного зондирования земли.

В реализацию данных норм в январе текущего года приняты Правила по космомониторингу использования земель сельхозназначения.

В 4 областях (Акмолинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской) проводятся организационные работы по запуску пилотного проекта по проведению мониторинга земель сельхозназначения посредством веб-портала.

На сегодня во всех районах указанных областей объявлены конкурсы по закупу услуг веб-портала.

 

Как будет развиваться сельское хозяйство в 2020 году? 

В текущем году планируется:

  • завершить работы по аудиту всех сельскохозяйственных земель и оцифровке земельного кадастра;
  • реализовать пилотный проект по мониторингу земель сельхозназначения посредством веб-портала с внедрением современных методов контроля на основе космомониторинга;
  • совместно с акиматами продолжить работы по обеспечению местного населения пастбищными угодиями;
  • инициировать Законопроект по вовлечению неиспользуемых сельхозземель в производственную деятельность с усилением соответствующих механизмов по их изъятию путем сокращения их сроков с 2 лет до 1 года и увеличению базовых ставок налога в 20 кратном размере для неиспользуемых земель.
  • пересмотреть подходы по инвестиционным субсидиям с учетом импортозамещения продтоваров;
  • дать возможность акиматам устанавливать лимиты финансирования по паспортам инвестиционных субсидий исходя из Программ развития территорий и региональных особенностей;
  • по субсидированию ставок вознаграждения по кредитам и лизингу увеличить долю субсидирования по кредитам на пополнение оборотных средств – до 7 % (ранее было до 5%), дать возможность субсидирования кредитов на весенне-полевые работы до 6% годовых, что позволит брать заемные оборотные средства до 3 лет и субсидировать по ним ставку вознаграждения;
  • проработать и утвердить Правила субсидирования страховых премий, ведь с этого года вступают нормы по добровольному страхованию в сельском хозяйстве. То есть нужно запустить этот механизм новой системы агрострахования, который позволит в перспективе принимать в том числе в обеспечение страховой полис и расширять доступ сельхозпроизводителей к финансированию.

Холдингом «Казагро» в 2019 году профинансировано 56 проектов на общую сумму 84 млрд тг.

Миссией холдинга является содействие устойчивому экономическому росту АПК Республики Казахстан в целях реализации государственной политики и достижения стратегических целей в АПК.

Холдингом ведется работа по внедрению Экосистемы по оптимизации всей линейки кредитных продуктов. Для обеспечения безубыточной деятельности будет предоставляться стандартный бизнес план и подробная инструкция по ведению бизнеса в сельском хозяйстве.

Сегодня в инвестиционном портфеле Холдинга 776 инвестиционных проектов стоимостью 611 млрд тг, из них в 2019 году профинансировано 56 проектов на общую сумму 84 млрд тг.

Так, за 2019 год дочерними компаниями Холдинга было профинансировано:

  • закуп более 170 тыс. голов КРС, 545 тыс. голов МРС (мелкий рогатый скот);
  • открытие 10-ти  молочно-товарных ферм;
  • 2 птицефабрики производительностью 36 тонн мяса птицы;
  • 10 садов и 11 теплиц, 5 из которых с применением системы орошения;
  • 10 проектов по переработке сельхозпродукции;
  • засеяно 4 млн. га земель;
  • переданы в лизинг порядка 5,9 тыс. ед. техники.

В результате активного кредитования ежегодно растет кредитный портфель Холдинга, который на сегодня достиг 887 млрд тг, а количество заемщиков превысило 77 тыс.

При этом основными приоритетами Холдинга остаются обеспечение занятости на селе и поддержка МСБ через кредитование. Как пример, только за последние 3 года Холдингом оказано содействие в создании 38 539 новых рабочих мест.

Для малого и среднего бизнеса 2019 год в Холдинге стал особенным, поскольку особое внимание уделено развитию МСБ. В 2 раза с 232 до 437 млрд тг увеличился объем кредитования МСБ, тем самым почти 98% всех кредитных средств направлено на этот сегмент бизнеса.

В результате в 2019 году на 5277 проектов или на 21% увеличилось число профинансированных предпринимателей малого и среднего бизнеса в сравнении с 2018 годом.

Кроме того, доля долгосрочных займов составила 86%, а средний размер кредита на 1 заемщика — 18 млн тг.

Доля финансирования крупного бизнеса составила лишь 2%, при этом количество крупных проектов сократилось с 102-х  проектов в 2018 году до 32-х в 2019 году.

В соответствии с утвержденным Планом развития Холдинга на 2016-2020 годы в текущем году планируется осуществить финансирование АПК на общую сумму порядка 391 млрд тг.

Из них на мясное животноводство — 38,3 млрд тг, молочные фермы — 14,7 млрд тг, птицеводство — 10 млрд тг, садоводство — 5,7 млрд тг, теплицы — 44,2 млрд тг, переработка — 6,2 млрд тг, ВПР (весенне-полевые работы) — 70 млрд тг, фондирование КТ (кредитные товарищества) и МФО (микрофинансовые организации) — 28,6 млрд тг, лизинг сельхозтехники — 82 млрд тг, оборотные средства — 25 млрд тг и микрокредитование — 66,3 млрд тг.

Реализация данных планов по финансированию развития животноводства позволит закупить 156 тыс. голов КРС, 160 тыс. голов МРС, создать 9 МТФ (молочно-товарные фермы) на 46 тыс. тонн молока и организовать производство  30 тыс. тонн мяса птицы.

Для развития растениеводства необходимо создать 400 га садов, 1500 га орошаемых земель, 40 га теплиц, организовать переработку 120 тыс. тонн продукции, провести весенне-полевые работы на 3 млн га, а также обновить сельхозтехнику в количестве 4,5 тыс. единиц.

© 2019 — 2020 Пресс-служба Премьер-Министра Республики Казахстан