На пресс-конференции на площадке пресс-центра Правительства РК министр труда и социальной защиты населения РК Биржан Нурымбетов дал разъяснения касательно дальнейшего совершенствования пенсионной системы в Казахстане.
В Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года Глава государства поручил Правительству до конца 2019 года внести предложения о возможности целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений.
Для рассмотрения данного поручения при Правительстве была создана рабочая группа под председательством Заместителя Премьер-Министра РК Бердибека Сапарбаева. Членами рабочей группы были изучены текущее состояние и перспективы развития накопительной пенсионной системы, возможные риски, международный опыт, приняты во внимание предварительные актуарные расчеты по устойчивости ЕНПФ.
Выработанные подходы были поддержаны большинством членов рабочей группы, одобрены Советом по экономической политике, и получили одобрение Главы государства как «первый шаг в решении этого важного вопроса».
«На сегодняшний день в ЕНПФ имеется 1,4 млрд тенге накоплений и 9,9 млн пенсионных счетов. Но, к сожалению, объем 53% из них составляет менее 500 тыс. тенге, 16% — от 500 тыс. до 1 млн тг, 15% — от 1 млн до 2 млн тг. Таким образом, у 84% вкладчиков объем накоплений составляет менее 2 млн тг», — сказал Б. Нурымбетов.
Учитывая это, Правительство предложило дальнейшее улучшение накопительной пенсионной системы. Кроме того, назрела необходимость решения ряда проблем. Первая — накопительная пенсионная система Казахстана очень молодая. Ей всего 21 год. В целом, в развитых странах для становления пенсионной системы необходимо 35-40 лет. Вторая — низкий уровень доходов населения. Третья — несвоевременная уплата обязательных пенсионных взносов. На сегодняшний порядка 100 тыс. предпринимателей не производят пенсионных взносов за своих работников. Имеется 2,7 млрд тенге долгов. Четвертая — инвестиционные доходы не наращиваются должным образом.
Рабочей группой предложены несколько вариантов использования части пенсионных накоплений.
Первая категория — работающие граждане, которым предлагается предоставить право использования части пенсионных накоплений на приобретение жилья или дорогостоящее лечение (по отдельному перечню), — это вкладчики ЕНПФ, имеющие пенсионные накопления, превышающие «порог достаточности».
При этом «порог достаточности» рассчитывался ЕНПФ для каждого возраста отдельно, для мужчин и женщин. Во внимание принималось, что люди более молодого возраста имеют более длительный период будущей трудовой деятельности (до достижения пенсионного возраста) для продолжения накоплений.
Предложенный ЕНПФ «порог достаточности» является минимальной пороговой суммой пенсионных накоплений, которая должна накопиться у среднестатистического вкладчика, постоянно участвующего в накопительной пенсионной системе (т. е. регулярно уплачивающего пенсионные взносы), с учетом последующего пополнения до суммы, необходимой для обеспечения пожизненных выплат, за счет новых взносов и инвестиционного дохода. Чем младше вкладчик, тем ниже «порог достаточности».
К примеру, для вкладчика 40-летнего возраста (со средним трудовым стажем 18-20 лет) минимальный «порог» накоплений составляет 6,9 млн тенге для мужчин и 9,8 млн тенге для женщин. Для 63-летнего вкладчика, т. е. человека, достигшего пенсионного возраста, этот порог составил — 8,2 млн тенге для мужчин и порядка 10,1 млн тенге для женщин.
«Для 50-летнего мужчины «порог достаточности» составляет 7,2 млн тенге. Он будет копить еще 13 лет пенсионные накопления. Таких у нас 2 906 мужчин», — сказал министр.
По данным МТСЗН, по состоянию на ноябрь 2019 года, 113 тыс. казахстанцев могут воспользоваться этим правом.
«Мы сегодня будем думать о том, что еще можно будет предусмотреть, чтобы количество людей, которые могут воспользоваться этим правом, увеличить до 500-700 тыс. человек. Президент дал еще два месяца, чтобы мы выработали эти предложения», — отметил Б. Нурымбетов.
Вторая категория — это состоявшиеся пенсионеры, которым предлагается воспользоваться 50% своих пенсионных накоплений на приобретение жилья или дорогостоящее лечение. При этом обязательным условием является — размер назначенной пенсии (базовая, солидарная и накопительная), обеспечивающей замещение утраченного дохода на уровне не ниже 40%, что соответствует международным стандартам. Таких пенсионеров насчитывается 119,5 тыс. человек.
«На сегодняшний день согласно закону люди, достигшие пенсионного возраста, могут брать деньги из накопительного фонда лишь на ежемесячной основе. Теперь мы хотим разрешить им забрать сразу 50% своих накоплений. Но при условии, что его ежемесячная выплата с оставшейся суммы плюс базовая и солидарная пенсия в сумме будет не меньше 40% от того дохода, с которым он вышел на пенсию», — отметил министр.
Б. Нурымбетов отметил, что все эти предложения были озвучены в ходе расширенного заседания Правительства с участием Главы государства.
«Президент высказал свое мнение по этому поводу, отметив, что «первый шаг в решении этого важного вопроса» сделан. Наша цель — не раздать все накопления с накопительного пенсионного фонда, так как они необходимы для достойного обеспечения в старости наших граждан. Глава государства подчеркнул, что «вопросы борьбы с теневой экономикой, повышения доли безналичных расчетов, должны оставаться в приоритете как Нацбанка, так и Правительства», — сказал Б. Нурымбетов.
Введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателя
На сегодняшний день разрабатывается Дорожная карта по дальнейшему развитию пенсионной системы в Республике Казахстан на 2020-2024 годы. По поручению Президента также будет продолжена работа по постепенному расширению круга граждан, которым будет предоставлена возможность целевого использования части пенсионных накоплений.
Введение 5% обязательных пенсионных взносов работодателя, которые должны уплачиваться в пользу работников, было перенесено с 2020 на 2023 год. Таким образом, в Казахстане будет выстроена пенсионная система, основанная на солидарной ответственности государства, работодателя и работника.
«Сегодня государство выплачивает 2,2 млн человек. Это порядка 2,4 трлн тенге. Государство выплачивает гарантию тем, кто выходит с накопительной пенсионной системой и у кого инвестиционный доход не превышает инфляцию. Сам работник платит со своей заработной платы 10%. В Концепции было прописано, что ответственность несли также работодатели в форме 5% накопительных взносов для работников в накопительный пенсионный фонд. Закон был принят и должен был вступить в силу с 1 января 2020 года. Но в своем Послании Президент, учитывая мнения и обращения бизнес-сообщества, передвинул принятие закона на 2023 год», — сказал Б. Нурымбетов.
В проекте Дорожной карты предусмотрены предложения по дальнейшему совершенствованию системы минимальных гарантий (включая методику определения размера минимальной пенсии и др. социально значимых показателей) и введение минимально гарантированной пенсии.
«Ввод минимальной гарантированной пенсии также был прописан в Концепции модернизации пенсионной системы. Это очень важно. С 1998 года мы перешли на накопительную пенсионную систему. Сегодня солидарную или трудовую пенсию, которую выплачивает государство, получают граждане, которые наработали как минимум 6 месяцев стажа до января 1998 года. И таких людей с каждым годом все меньше и меньше. Сегодня уже на пенсию выходят 1957 года рождения мужчины и у них уже нет полного требуемого стажа и, соответственно, полной пенсии», — сказал Б. Нурымбетов.
Таким образом, по словам министра, солидарная составляющая пенсионной системы будет постепенно сворачиваться. И в 2043 году теоретически не будет людей, которым будет назначаться трудовая пенсия. Будет только базовая пенсия. Поэтому Министерством труда и социальной защиты населения предложено с 2028 года внедрить в Казахстане минимальную гарантированную пенсию. Она заменит сегодняшнюю базовую пенсионную выплату. Если сегодня базовая пенсионная выплата для тех, кто имеет стаж менее 10 лет, составляет 54% от прожиточного минимума, затем учитывается стаж. МТСЗН предлагает, чтобы минимальная гарантированная пенсия предназначалась для тех, кто имеет менее 5 лет стажа, и составляла как минимум 70% от прожиточного минимума и могла дальше расти до 1,5 прожиточного минимума.
© 2019 Пресс-служба Премьер-Министра Республики Казахстан