Екатерина Петрова, директор акселератора GenerationS от РВК.
В Алматы прошла питч-сессия стартапов в области новой энергетики с участием Министерства энергетики Казахстана, ассоциации «Казэнерго», Института развития энергетики и энергосбережения. Организаторами мероприятия выступили платформа развития корпоративных инноваций GenerationS от РВК, итальянcкая компания Enel и отраслевой акселератор для инновационных проектов Dar Lab. Нам удалось познакомиться лично с директором GenerationS Екатериной Петровой, которая рассказала о перспективах сотрудничества с Казахстаном, планах и инновационных проектах в области новой энергетики на территории Казахстана.
– Екатерина, GenerationS является крупнейшей в СНГ и Восточной Европе платформой развития корпоративных инноваций. С какими компаниями сегодня сотрудничаете? Кто из крупнейших российских и зарубежных компаний является индустриальным партнером проекта?
– Мы являемся партнером для достаточно большого количества различных компаний. На данный момент мы сотрудничаем с партнерами из следующих отраслей: финансовые технологии, медицина, фармацевтика, металлургия и горная добыча, FMCG, энергетика, транспортная отрасль.
В 2015 году мы начали работать с корпорациями, потому что увидели большой спрос на развитие формата открытых инноваций для увеличения выручки и развития новых бизнесов. В России у многих партнеров возникает потребность в поиске технологических решений под конкретные бизнес- задачи подразделений, но, в связи с тем, что не у всех есть понимание, где эти решения искать и как с ними работать, корпорации ищут партнеров: акселераторы, инкубаторы или инновационные агентства для аутсорса этой задачи.
Кроме того, сами стартапы не всегда понимают, как работать с корпорациями. Первая сложность заключается в поиске правильного контакта: чаще всего запросы от стартапов «умирают» на общей корпоративной почте; во-вторых, непонятно, как убедить сотрудников корпораций пересмотреть крупных вендоров. Поэтому мы из классического стартап-акселератора создали платформу развития корпоративных инноваций для соединения крупных заказчиков со стартап-проектами.
В 2018 году мы стали больше работать с промышленными компаниями. Если говорить об иностранных партнерах, то у нас появились первые два – французские компании Airbus и Michelin.
Это был интересный для нас опыт. Компания Michelin в России представлена sales-офисом, их задачи в основном – продажи и поиск клиентов. Однако французский офис решил посмотреть на свой бизнес с другого угла, и технологические решения, которые мы стали искать, были нацелены на улучшение условий труда и здоровья водителей- дальнобойщиков.
У Airbus задача была другой. У них есть свой кампус и акселерационная программа в Тулузе, есть аналогичные программы в Мадриде и в Мумбаи, где они тестируют все европейские и азиатские решения, подходящий под стратегию развития бизнеса компании. В России у них не было кампусов, только представительский офис. Поэтому было важно сделать анализ, некий срез, чтобы понять, есть ли здесь технологии, которые смогут развиваться и на глобальном рынке. Для оценки рынка мы проработали все ключевые регионы России и СНГ и по итогу получили широкую воронку из более чем двухсот пятидесяти проектов, один из которых уже заключил с ними контракт. Он прошел необходимые пилотные испытания в течение шести месяцев в Тулузе и теперь совместно с компанией создает новые турбины для самолетов.
Из российских компаний одним из наших клиентов стала группа ВТБ. Они начали заниматься цифровизацией, в связи с чем и появилась задача создать инструмент цифровой трансформации, для решения которой они обратились к нам. Мы подготовили для них полноценную стратегию, в которой трансформация была направлена не только на изменение внешней среды и поиск технологических решений, но и на изменение внутрикорпоративной культуры.
Еще один наш клиент – это Группа «Илим». Компания находится в Санкт-Петербурге и занимается деревообработкой. Задача, которая была поставлена перед нами, – поиск зарубежных стартапов. В рамках сбора были проработаны страны: Финляндия, Швеция, Канада, Австралия и другие, и по итогам проекта коллеги отобрали 5 стартапов, с которыми продолжают сотрудничество.
– Почему для проведения питч-сессии в области новой энергетики был выбран именно Казахстан?
– С Казахстаном мы работаем уже четыре года и видим интерес к российскому рынку со стороны местных стартапов. Мы проводили несколько питч-сессий в разных городах и поняли, что здесь, в Алматы, собран достаточно высокий технологический потенциал проектов в области энергетики. Здесь есть специалисты, которые понимают, как сделать технологию, более того, эти специалисты умеют слаженно работать в команде таким образом, чтобы там быстро появилась и бизнес-составляющая.
Если говорить о компании Enel, то мы провели анализ регионов СНГ и увидели, что в Казахстане присутствует достаточно большой процент проектов по энергетике, по ВИЭ. Многие из этих проектов были приглашены на питч-сессию.
– Технологические проекты каких направлений для акселератора Enel наиболее привлекательны в Казахстане? На какой стадии дол жен быть проект, чтобы пройти отбор?
– Мы ищем проекты по возобновляемой энергетике, и нам удалось найти в Казахстане проекты, которые связаны с этими технологиями. Были отсмотрены стартапы по ветроэнергетике и гидроэнергетике. Так как Enel очень заботится о здоровье своих сотрудников, которые находятся на различных объектах, то мы смотрели проекты по безопасности жизнедеятельности. Это специальная одежда, фильтры, маски и различные системы личной безопасности.
Если говорить о стадии готовности решений, то Enel рассматривает проекты, у которых уже есть прототип. Идею они потенциально готовы рассматривать, но таким проектам они не смогут предложить пилотное решение, потому что требуется длительное время на доработку идеи и последующую разработку. Для крупных международных компаний важно увидеть реальные перспективы и сразу запланировать коммерческое партнерство.
– Вы отметили, что уже четыре года работаете с Казахстаном. Можно ли говорить о какой-то специфике казахстанских стартапов в сравнении с российскими?
– Если говорить о стартапах, то в Казахстане они, на мой взгляд, похожи на израильские. Здесь если команды видят, что у них есть потенциальный клиент, то они готовы очень быстро и качественно работать, комплектовать команду, которая будет интересна уже коммерчески, а не просто с технологической точки зрения. И команды здесь более подготовлены к работе с международными клиентами. Если в России сложно работать с крупными иностранными компаниями ввиду того, что у нас возникают языковые проблемы, ребята могут хорошо знать технологию, но они не могут ее объяснить, то в Казахстане все иначе. Технология может быть не до конца готова, но люди умеют очень четко донести ее смысл до клиента, они умеют продавать. В этом ключевая особенность. Я считаю, что это большой плюс стартапа, потому что тогда он быстро может найти инвестора.
– Планируете ли в будущем проводить питч-сессии в Казахстане по другим отраслям?
– Да, конечно, планируем. Мы планируем изучать и анализировать рынок, в ближайшей перспективе заинтересованы в поиске финтех-проектов. Мы пришли к выводу, что здесь есть большой процент таких технологий.
Возможно, мы еще приедем с транспортной отраслью. У нас были переговоры с партнерами, и у них есть определенный интерес. Все будет зависеть от интереса к конкретному региону и от того, в чем могут быть потенциальные результаты партнерства.
– Благодарю вас за интересную беседу.
Беседовал Леонид Степанов
Фото предоставлены GenerationS