Адель Ануарбекова, сооснователь SolMed.
Представьте, что вы лишенный слуха, и попробуйте купить лекарство, заказать кофе, объяснить врачу, что у вас болит. Все будет напрасно – люди не знают жестового языка. Вы не услышите телефонный звонок, не узнаете, на какой остановке выходить.
Мало кто из нас общается с людьми, имеющими проблемы со слухом и речью, и вряд ли кто-то знаком с тем, каково им приходится. Их не могут обслужить ни в одном общественном месте, у них нет доступа к информации посредством сурдоперевода. В стране остро ощущается проблема отсутствия должного количества специалистов жестового языка.
В Алматы появился сервис, благодаря которому у людей с нарушениями слуха появилась возможность получать сервис в аптеках.
– Адель, как появился SolMed, и что это вообще за проект?
– Мы все болеем. Может болеть зуб, живот, поясница, появиться насморк или симптомы простуды. Обычно это вопрос нескольких минут – зайти в аптеку, купить лекарство. Однажды я увидела, как глухонемой человек пытается объяснить провизору, что ему нужно приобрести. Это трудно передать словами, вряд ли кто-то сможет понять ситуацию, когда вас не понимают, хоть вы изо всех сил стараетесь жестами, мимикой что-то объяснить, пытаетесь что-то писать, но все безрезультатно, а люди в очереди нервничают, цокают, начинают кричать на провизора. В итоге человек ушел ни с чем. Эта ситуация тронула до глубины души.
Вот представьте, что большинство инвалидов по слуху – это люди, которые такими родились, они инвалиды с рождения. Человеку, который родился и никогда в своей жизни не слышал звуков, очень тяжело донести смысл того или иного явления, объяснить тот или иной цвет, рассказать о предназначении прибора. Да, с ними работают, есть специальные интернаты, но им все равно очень сложно нас понимать. Нужно принять во внимание, что таким людям тяжело обратиться к кому-то, чтобы показать написанное или напечатанное, мы для них – это такая несколько враждебная среда.
Слабослышащему человеку, как правило, приходится просить родных, знакомых или соседей о том, чтобы, например, вызвать «скорую» или другую экстренную службу. А чтобы записаться на прием к врачу, нужно за несколько дней до визита в поликлинику заказать сурдопереводчика. На весь Казахстан у нас не более 200 сурдопереводчиков и 200 000 людей с нарушениями слуха, то есть никаких переводчиков не хватит, чтобы всех их обслужить. Согласно казахстанским законам, согласно Конвенции о правах человека, организации всех форм собственности обязаны обеспечить доступ к информации таким людям. Люди с ограничениями слуха нуждаются в таком же общении, как и мы с вами.
Так и появилась идея адаптировать аптеки города для людей с нарушениями слуха.
– Как именно работает сервис SolMed?
– Мы устанавливаем планшеты в прикассовой зоне в аптеках. При посещении аптеки человек с ограничениями слуха видит на экране планшета опознавательный значок и нажимает на него. Открывается видеочат с оператором – переводчиком языка жестов. В режиме реального времени человек, имеющий проблемы со слухом и речью, выходит на связь с сурдопереводчиком, который озвучивает его слова провизору через наушник. И наоборот, слова провизора переводятся на язык жестов. На данный момент нашему сервису нет аналогов.
– Каковы масштабы работы проекта на сегодня?
– Сейчас к проекту SolMed подключено 27 алматинских аптек, у нас 31 планшет, в том числе с нами работает и аптека № 2. Наша цель – адаптировать для людей с нарушениями слуха и речи сто аптек до конца 2019 года.
– На чьи средства это делается? Только бизнеса? Или есть какие-то дотации от государства?
– Из 31 планшета 8 подключены на деньги спонсоров. Компания Taza Qala Бетаplast выделила деньги на подключение пяти планшетов, и компания Russell Bedford А+ Partners спонсировала еще три, остальные устройства были приобретены на деньги компании. Сейчас нас обещает поддержать компания Samsung.
Мы активно ищем спонсоров и партнеров, потому что для аптек сервис бесплатный, но реализация проекта требует немалых финансовых затрат. Мы много думали над тем, как сделать проект не только полезным для общества, но и самоокупаемым. И теперь решение найдено. В свободное от обращений время сеть SolMed работает как рекламная площадка. Это удобно, поскольку есть компании, которые не готовы стать спонсорами, но хотят внести вклад в проект, а все деньги с рекламы, естественно, идут на содержание и масштабирование проекта. К тому же, реклама услуг по нашей сети – альтернатива телевидению, наружной рекламе и рекламе в местах продаж, сочетающая в себе лучшие качества перечисленных инструментов. Прежде всего, это широкий охват аудитории, хороший таргетинг, постоянство контакта с аудиторией, высокий уровень внимания. И все это в сочетании с социальной ответственностью бизнеса, что тоже, естественно, вызывает уважение, ведь каждый установленный в аптеке монитор – это возможность оказать одну из необходимейших услуг инвалидам по слуху быстро и качественно.
Приглашаем к сотрудничеству социально ответственный бизнес.
Беседовала Марина Карсакова
Фото: Вероника Полбина