В современном обществе правительства многих стран уделяют внимание гендерным аспектам, пытаются решить проблемы, препятствующие развитию женского предпринимательства, путем осуществления специальных программ. И Казахстан в этом направлении делает уверенные шаги вперед. В нашей стране растет количество женщин-предпринимательниц, активная роль женщин в экономике страны подтверждается показателями малого и среднего бизнеса. Доля женщин среди представителей юридических лиц МСБ составляет более 50%, а из числа индивидуальных предпринимателей – 66%.
Однако в обществе все еще живут стереотипы мышления вроде тех, что женщина – куда больше жена, мать и домохозяйка, чем лидер мнений, виртуозный управленец и успешный собственник предприятия. Причем такое же восприятие демонстрируют и сами женщины. И если в их окружении находится та, которая решается открыть свое дело, ее могут даже осудить. До сих пор многие считают, что женщина не должна жертвовать временем, которое обычно отводится на семью, в пользу карьеры.
На Западе для женщин-предпринимателей и сотрудниц крупных компаний создается очень много WOMEN’S EMPOWERMENT проектов и программ, направленных на их поддержку. Там есть и детские комнаты, и возможность сдвинуть рабочий график в сторону удобства.
Нашим же женщинам зачастую приходится доказывать свое право быть успешными, открывать свой бизнес и перераспределять часть обязанностей в семье. И даже если ты руководишь своим делом, вряд ли тебе сделают скидку в семье, скорее ты будешь совмещать работу по дому, заботу о муже и детях со своими трудовыми обязанностями. А это, как правило, не устраивает многих работодателей. Отсюда мы получаем разницу зарплат у мужчин и женщин, которая в Казахстане составляет 32,2%, ведь женщинам оказывают меньше доверия, опираясь на надежность и исполнительность мужчин. Так, руководящие посты в нашей стране чаще предлагаются мужчинам, чем женщинам, ибо многие транслируют месседж о том, что, мол, не женское это дело – людьми управлять.
Хотя мировая статистика уже давно приводит совершенно иные данные, согласно которым предприятия, где на деле присутствует гендерное равенство, особенно на руководящем уровне, добиваются более высоких показателей, в том числе в виде существенного роста прибыли.
Согласно докладу, подготовленному Бюро Международной организации труда (МОТ) по деятельности в интересах работодателей «Женщины в бизнесе и менеджменте: экономическое обоснование перемен» на основе исследования почти 13 000 предприятий в 70 странах, более 57 процентов опрошенных подтвердили, что гендерный паритет способствует улучшению результатов в бизнесе. Почти три четверти компаний, следивших за соблюдением гендерного разнообразия в своих органах управления, добились повышения прибыли в размере от 5 до 20 процентов. У большинства из них ее рост составил от 10 до 15 процентов. По словам 57 процентов опрошенных, в условиях гендерного разнообразия проще находить и удерживать способные кадры. Более 54 процентов отмечают, что оно способствует росту творческого начала, новаторству и гласности.
Столько же говорят, что внимание к гендерным вопросам укрепило репутацию их компаний, а почти 37 процентов – что оно помогает им точнее определять настроение клиентов.
Многие прогрессивные топ-менеджеры компаний считают, что женщин мало на руководящих должностях вовсе не из-за их неготовности пробиваться или неспособности руководить, а из-за того, что компании не преуспели в отсеивании некомпетентных мужчин.
Факты говорят также о том, что на национальном уровне рост занятости женщин позитивно сказывается на приросте ВВП.
19 сентября 2019 года в Алматы более 20 представителей казахстанского бизнеса обсудили роль и возможности корпоративного сектора в продвижении гендерного равенства и расширении прав и возможностей женщин. Мероприятие было организовано Структурой «ООН-женщины» и Казахстанской фондовой биржей (K ASE).
«Биржа как инфраструктурная организация, присоединившаяся к Инициативе ООН «Устойчивые фондовые биржи» и принявшая обязательство продвигать принципы устойчивого развития, в том числе путем внедрения методики отчетности по критериям ESG (Environmental, Social and Governance) для листинговых компаний и членов KASE, считает необходимым поддержать «Принципы расширения прав и возможностей женщин» в целях формирования более устойчивой и сбалансированной бизнес-среды и общества в целом. Это будет только способствовать достижению цели, поставленной Первым Президентом Республики Казахстан, по вхождению нашей страны в число тридцати наиболее развитых стран мира», – сказала Наталья Хорошевская, заместитель председателя правления KASE.
«Расширение прав и возможностей женщин для обеспечения их полноценного участия во всех сферах жизни имеет важное значение для устойчивого экономического развития и улучшения качества жизни женщин, мужчин, семей и общества в целом. В этом контексте возрастает роль частного сектора. Дальнейший прогресс во многом зависит от того, как мы будем вести бизнес и отражать принципы равенства на повседневном уровне, с тем чтобы они стали частью нашей системы ценностей и деловой практики», – отметила в своем выступлении Илейн Конкиевич, представитель Структуры «ООН-женщины» в Казахстане.
ИЛЕЙН КОНКИЕВИЧ, представитель Структуры «ООН-женщины» в Казахстане
Для успешного продвижения гендерно связанных целей устойчивого развития Структура «ООН-женщины» и Глобальный договор ООН инициировали масштабную инициативу – «Принципы расширения прав и возможностей женщин». Данная инициатива является крупнейшим всемирным начинанием в области социальной ответственности бизнеса, которая призывает к повышению открытости и инклюзии в корпоративной политике, применению эффективных методов, инструментов и практик продвижения гендерного равенства, искоренения дискриминации и маргинализации участия женщин в деятельности компаний.
На мероприятии представители казахстанских компаний, таких как «Казпочта», KMF, Schneider Electric, OLX, поделились своим опытом подписания «Принципов расширения прав и возможностей женщин», рассказав о реализации проектов в части достижения гендерного паритета на уровне принятия решений, равной оплаты труда, доступа к ресурсам, профессионального развития, создания безопасной рабочей среды, а также учета нужд и потребностей женщин в сообществах, в которых компании осуществляют свою деятельность.
«Для “OLX Казахстан” очень важны принципы разнообразия и инклюзивности как один из столпов развития команды, бизнеса и культуры осознанности в целом. В данный момент мы внедряем глобальную инициативу Diversity&Inclusion, где гендерное равенство – одна из составляющих создания условий разнообразия и инклюзивности в коллективе, развития профессионалов и поддержания креативной и эффективной рабочей среды, которые являются необходимыми элементами такого бизнеса, как наш. Мы верим, что подписание «Принципов расширения прав и возможностей женщи» при поддержке «ООН-женщины» соответствует принципам нашей компании и является еще одним шагом к тому, чтобы сделать мир лучше», – отметила Анастасия Ермакова, руководитель отдела по персоналу и административной деятельности OLX.
АНАСТАСИЯ ЕРМАКОВА, руководитель отдела по персоналу и административной деятельности OLX, ЛАТИНА САТАРОВА, PR Manager OLX
«Вопросы гендерного разнообразия – часть актуальной мировой повестки. Оно важно не только для того, чтобы быть в тренде общей социальной политики равных возможностей, но и в первую очередь для эффективности работы. Исследования, а также последний опыт компании Schneider Electric показывают, что рабочие команды со сбалансированным гендерным составом принимают лучшие бизнес-решения по сравнению с решениями чисто мужских команд. Фокус в том, что участники диверсифицированных команд смотрят на каждую задачу с разных точек зрения, и это улучшает групповое мышление.
В компании Schneider Electric существует программа Diversity&Inclusion, затрагивающая не только вопросы равенства полов, но и баланс в возрастах, национальностях, религии и т. д. Мы все разные, но в то же время уникальные: I am not different from you, I am different like you. Для компании Schneider Electric важно не только иметь diverse – команду, но и удостовериться в том, что все наши люди inclusive, то есть вовлечены и реализуют свой потенциал полностью. Именно поэтому мы называем это Diversity&Inclusion, – поделилась своим опытом Ольга Маракушина, HR Business Partner компании Schneider Electric. – В 2018 году в рамках инициативы «ООН-женщины» компания Schneider Electric в Казахстане присоединилась к «Принципам расширения прав и возможностей женщин». Мы, являясь высокотехнолoгичной компанией, где основная часть сотрудников – это инженеры (что считается традиционно мужской профессией), хотим создавать равные возможности для работы женщинам в нашей компании. Наша цель, чтобы в компании работало 50% женщин. На текущий момент это задача не из легких, так как для ее решения приходится изменять mindset руководителей, которые нанимают сотрудников в свои команды, а также оказывать влияние и на сам рынок труда. Мы очень часто общаемся со студентами в технических университетах и рассказываем о том, как интересно можно работать в нашей индустрии, приводя конкретные примеры успеха диверсифицированных команд, достигнутого благодаря вкладу женщин, тем самым раскрывая существующие возможности для молодых девушек. Также изюминкой в нашей компании являются программы Women in Sales и Women in Leadership. C помощью программы Women in Sales мы помогаем женщинам стать продавцами/ коммерсантами высокотехнологичных продуктов и решений. За последние 3 года количество женщин в продажах выросло с 4 до 23% от общего числа коммерсантов в компании, а количество женщин на управленческих позициях изменилось с 10 до 36% от общего количества руководителей в компании. Таким образом, мы наблюдаем хороший прогресс в направлении Diversity&Inclusion.
Schneider Electric делает все возможное, чтобы повысить интерес женщин к работе в продажах, а также на управленческих позициях, понимая их ценный вклад в эффективную работу компании».
ОЛЬГА МАРАКУШИНА, HR Business Partner, АСЕЛЬ ТЕМИРГАЛИЕВА, Finance Business Partner компании Schneider Electric
Рауза Ибрагимова, советник председателя правления по корпоративной и социальной ответственности МФО KMF, комментируя подписание «Принципов расширения прав и возможностей женщин» своей компанией, отметила следующее: «За годы деятельности KMF стала одним из лидеров микрофинансового сектора среди постсоветских стран региона Центральной Азии. И 58% наших клиентов – женщины. Это значит, что наша компания всегда стремилась поднять статус женщины в обществе, помочь ей стать уверенной, самостоятельной, реализовать свои творческие идеи и задумки, получить выгодные условия для открытия своего бизнеса. Подписание «Принципов…» для нашей компании – это наш вклад в поддержку и развитие женского предпринимательства с одной стороны и внимательное отношение к своим сотрудникам – с другой, потому что в нашей компании ключевые руководящие посты занимают именно женщины, и мы считаем, что счастливая и успешная женщина создает вокруг себя и счастливое общество. Именно женщины, благодаря своему созидательному потенциалу, вносят огромную лепту в развитие межнационального согласия и толерантности в обществе».
РАУЗА ИБРАГИМОВА, советник председателя правления по корпоративной и социальной ответственности МФО KMF
«С точки зрения бизнеса, как говорит мировая статистика, когда женщины присутствуют в равном количестве в руководстве компании, компания демонстрирует прекрасные результаты, – рассказала Алия Сугирбаева, директор Алматинского филиала АО «Казпочта», о присоединении к «Принципам расширения прав и возможностей женщин». – Наша компания – компания с женским лицом, 70% сотрудников – женщины. И мы считаем, что когда HR и другие сферы филиала возглавляют женщины, они более внимательны ко всем аспектам, касающимся вопросов социальной стабильности, социальной защищенности, безопасности. К тому же, мы не просто компания, а национальный оператор. Наша задача не только обеспечивать выполнение «Принципов…» внутри нашего бизнеса, но и передавать этот опыт вовне, то есть доводить до наших клиентов, до людей, до казахстанцев, до всех женщин страны в городах, аулах и селах. Поэтому мы проработали сейчас два проекта, которые уже запустились на рынке и позволяют женщинампредпринимателям пробовать себя в бизнесе. Первый – франчайзинг, когда мы даем возможность предпринимателям на базе маленького бизнеса зарабатывать на услугах «Казпочты». Для бизнеса это дополнительные возможности, а наша основная цель – решение шаговой доступности наших услуг, а также расширение сети. Компания предоставляет готовое программное обеспечение, обучает сотрудников, оказывает организационную и маркетинговую поддержку, а также сопровождает транспортнологистическое направление. Второе решение – это e-commerce-центры, где мы тоже проводим обучение, полностью осуществляем сопровождение и помогаем вставать на ноги онлайн-бизнесу».
АЛИЯ СУГИРБАЕВА, директор Алматинского филиала АО «Казпочта»
Яркие примеры спикеров встречи впечатлили делегатов. Структура «ООН-женщины» призвала компании, принявшие участие в мероприятии, подписать «Принципы расширения прав и возможностей женщин» для дальнейшего содействия расширению прав и возможностей женщин на рабочем месте, на рынке и в обществе и тем самым внести вклад в реализацию 17 целей ООН в области устойчивого развития.
Текст: Адель Ануарбекова
Фото: Вероника Полбина