Действие фильма «Битва» разворачивается в Санкт-Петербурге в наши дни. Противостояние между двумя уличными танцевальными командами «ALL4ONE» и «АРМИЯ» достигает пика. В финале главного городского dance-турнира они сходятся в настоящей битве, где все средства хороши. Лидер «ALL4ONE» Антон по прозвищу Пуля идет на риск и поджигает собственную куртку, чтобы танцевальный номер превратился в настоящее дерзкое шоу, которое покорит жюри и зрителей. Антон знает, что победа принесет не только лавры победителя, но и внимание загадочного продюсера Котлова, который словно тень появляется на танцевальных батлах, выбирает лучших из лучших и выводит их на новый уровень благодаря своим финансовым возможностям.
Так и происходит: сразу после победы в турнире, когда аплодисменты еще не стихли, Котлов предлагает «ALL4ONE» заманчивый контракт. Танцевальной команде есть, что праздновать, и они устраивают шумную вечеринку на берегу Финского залива. Но лидер «Армии» по прозвищу Самурай не готов мириться с поражением, и он появляется незваным гостем на празднике победителей. Самурай уверен, что в честной схватке, в настоящем танце, где нет места дешевым трюкам, он выйдет победителем. Лидеры команд сходятся в смелом, опасном баттле. Одна ошибка… и случайное падение влечет за собой травму головы, которая полностью меняет жизнь Антона. Врачи делают практически невозможное, чтобы спасти парня, Антон быстро восстанавливается, но теряет слух и погружается в мир тишины, в котором, кажется, нет уже места музыке и танцам…
ПРЕДЫСТОРИЯ
Идея создания фильма «Битва» появилась более десяти лет назад у режиссера Анара Аббасова, выпускника мастерской Алексея Учителя и Алексея Гелейна на режиссерском факультете ВГИК. Анар сам в юности увлекался танцами, создал вместе с друзьями танцевальный коллектив Crazy в Баку, гастролировал, преподавал, выступал со звездами, ставил номера для «Фабрики звезд» и участвовал в шоу MTV «Звезда танцпола». Затем он решил посвятить себя режиссуре, но об увлечении молодости не забыл и в фильме «Битва» соединил свои главные страсти – танцы и кино.
«Во время учебы во ВГИКе я познакомился с Максимом Шейниным, руководителем танцевального коллектива слабослышащих ребят, которые выходили даже на обычные конкурсы, — рассказывает Анар Аббасов. – Тогда я снял документальный фильм о нем, а потом задумал полнометражное игровое кино, но долго не мог «поймать» сюжет».
Анар предлагал Учителю несколько вариантов сценария, но история никак не складывалась. Наконец у Анара появилась идея – танцор теряет слух и потом пытается преодолеть, казалось бы, невозможное препятствие на пути к успеху.
Когда завязка сюжета была определена, сценаристы стали общаться с теми, чьи истории могли бы лечь в основу сценария.
«На самом деле огромное количество людей проходили внутренний путь от депрессии к «нахождению» настоящего себя, вопреки всему, и это касалось не только танца и глухоты, но и слепоты, и потери движения. Для нас главным было не вызвать жалость и не спекулировать на этом, а показать историю про человека, который обрел силу именно проходя свой сложный путь и вышел на самостоятельную победу. Так что у нашего героя нет одного-единственного прототипа, этот персонаж — сборный, но в нем объединились реальные люди. В «Битве» наш герой по всем правилам не может победить, не может стать лидером, не может вести команду за собой, потому что ему противостоит не только профессионал, но и человек, который элементарно слышит музыку – в этом его физическое преимущество. Фильм строится на том, что есть вещи сильнее этого преимущества — это понимание, любовь, вера в себя», — говорит соавтор сценария Андрей Курейчик.
ГЕРОИ
Работа над сценарием шла больше полугода, и когда он был готов, создатели столкнулись с новой проблемой – поиском актера на роль главного героя Антона. В течение нескольких месяцев режиссер и продюсеры проводили кастинги в Москве и Санкт-Петербурге. В один из последних дней кастинга состоялись пробы популярного актера кино и театра «Гоголь-центр» Риналя Мухаметова, на счету которого за последний год создание сразу нескольких образов героев, столкнувшихся с ограничением собственных возможностей: юноша с ДЦП Саша Ковалев во «Временных трудностях», лишенный колдовством речи Норман в фэнтези «Эбигейл» и, наконец, потерявший слух Антон в танцевальной драме «Битва».
Приятным сюрпризом для съемочной команды фильма стало очень приличное владение Риналем искусством танца. Оказалось, что во время учебы в Казанском театральном училище, еще до поступления в школу-студию МХАТ, актер занимался брейк-дансом и жил этой культурой около года. База, которую он тогда приобрел, очень помогла Риналю в процессе съемок. Поэтому, несмотря на высокую занятость и отсутствие возможности много репетировать, он быстро «схватывал» танцы и органично выглядел на экране.
На роль антагониста главного героя, лидера танцевальной команды «Армия» Самурая, был выбран актер Театра на Малой Бронной Илья Антоненко, известный по телесериалу «Молодая гвардия» и фильмам «Психи» и «Легенда о Коловрате». Единственным нюансом было то, что Илья не увлекался современными танцами.
Потеряв слух, Антон лишается общения со своей танцевальной командой, которая пропадает на репетициях и гастролях. Парень особенно переживает, потому что в этом коллективе вместе с ним танцевала и его возлюбленная Кэт, роль которой исполнила молодая актриса Анна Исаева. Девушка окончила Московскую государственную академию хореографии и выступала в «Кремлевском балете» и «Русском балете имени Гордеева». Два года назад она дебютировала в кино, снявшись в одной из главных ролей в картине Валерия Тодоровского «Большой».
Антон теряет смысл своего существования после того, как понимает, что он не слышит ни единого звука, а, значит, не сможет заниматься главным делом своей жизни – танцем. Близкие люди покинули его или не понимают его трагедии, предлагая смириться и найти новое занятие. Антон растерян, его мир без звуков, без музыки, без танца словно потерял краски. Он цепляется за надежду, узнав о возможностях кохлеарной имплантации, которая позволяет вернуть слух. Но у семьи Антона нет денег на дорогостоящую операцию, и он обращается к продюсеру Котлову, тому самому, который обещал ему после победы на турнире золотые горы под его протекторатом. Но спонсору парень теперь не нужен, и он прямо в лицо ему говорит, что не занимается благотворительностью. Роль Котлова сыграл популярный театральный актер Игорь Миркурбанов.
Именно в момент отчаяния, когда он готов уже смириться со своей глухотой, в жизни героя Риналя Мухаметова появляется девушка Настя, сурдопедагог из школы для слабослышащих, к которой он приходит осваивать новый язык – язык жестов. «Битва» для исполнительницы роли Насти Екатерины Кукуй стала ее дебютом в большом кино. Настя возвращает Антона в «слышащий мир», обучая его языку жестов и чтению слов собеседника по губам. Она прекрасно понимает его состояние, потому что только кажется, что она живет в мире, где звуки заменены жестами. Оказывается, что музыка и в ее жизни играет огромную роль: ночами она выступает в качестве ди-джея в популярном клубе.
Во дворе школы, куда приходит Антон, он видит слабослышащих детей, которые несмотря на свои ограниченные возможности, пытаются танцевать и повторять движения артистов, которых видели по телевизору и на уличных баттлах. Видя, какую страсть ребята вкладывают в свои пока неуклюжие танцы, Антон решает стать их наставником и разделить с ними увлечение, которое еще недавно было всей его жизнью. Главным заводилой среди школьников становится Рыжий, для него Антон – настоящий кумир, ради которого он сбегал с уроков на танцевальные баттлы. Эту роль сыграл еще один дебютант, Артем Карпов, юный танцор из Ленинградской области.
ХОРЕОГРАФИЯ
Будучи в прошлом профессиональным танцором, режиссер Анар Аббасов хотел снять по-настоящему честный фильм о дэнс-культуре. И хотя для него была важна в первую очередь история человека в трагической ситуации, он не мог пренебречь в фильме танцами и снял их так, как никто другой прежде не показывал их в российском кино. С этой целью к работе над фильмом были привлечены лучшие представители современного танца. В качестве хореографа кинопроекта Аббасов пригласил своего давнего знакомого Евгения Барышева, который выступал на одной сцене с Black Eyed Peas и другими звездами, ставил танцы на популярных телешоу и являлся судьей на престижных российских и зарубежных танцевальных конкурсах.
В кадре действительно появляются лучшие танцоры России, среди них — танцевальная vogue-команда «House of Bonchinche», участники которой являлись хореографами телешоу «Танцы», снимались в клипах популярных исполнителей, выходили на подиум Moscow Fashion Week, побеждали в европейских и американских баттлах; брейк-данс команда Top9, которая побеждала на чемпионате мира по брейк-дансу, снималась в голливудском фильме «Короли танцпола» и номинировалась за свои театральные постановки на «Золотую маску»; Тимур Камхадхе из команды «Predatorz», которая побеждала на чемпионатах Европы и мира по брейк-дансу; Атажан Аллаберенов, входящий в десятку лучших танцоров планеты.
Еще одной задачей хореграфа и профессиональных танцоров было обучить актеров танцам, а также выступать их дублерами.
ЯЗЫК ЖЕСТОВ
Безусловно, главной трудностью при работе над ролью для Екатерины было освоение языка жестов. Её героиня – сурдопедагог, и при общении с людьми с ограничениями слуха она должна была выглядеть очень уверенно. Кукуй много времени провела в сурдологическом центре и интернате для слабослышащих детей, смотрела, как с ними проводят уроки. Несколько занятий с сурдологом позволили актрисе не просто заучить роль, а научиться понимать язык жестов.
Герой Риналя Мухаметова учится в фильме языку жестов, и актер точно также осваивал принципы коммуникации глухого человека с педагогом-сурдологом.
Для многих зрителей будет казаться фантастикой, что оглохший Антон и глухие с рождения дети могут танцевать и даже участвовать в танцевальных конкурсах. Консультант фильма, сурдопедагог, специалист по слухопротезированию Светлана Устюжанина рассказывает, что это в наши дни уже реальность. К счастью, в современном мире глухота не является приговором, реабилитация поставлена на поток, и порой, если не знать, даже не заподозришь, что у человека установлен кохлеарный имплант.
МУЗЫКА
Для фильма, в котором соединяются танец и глухота, одну из ключевых ролей играла музыка. Именно музыка должна была стать связующим звеном между, казалось бы, имеющими так мало общего мирами звука и тишины.
Композиторами «Битвы» выступили Алексей Разумов и Эльман Рагимов, ранее уже работавшие с Анаром Аббасовым на его предыдущих картинах, но впервые писавшие для него современную музыку. Помимо оригинальной музыки в фильме звучит и множество треков различных исполнителей, их вместе с режиссером подбирали не только композиторы, но и хореографы и танцоры, которые ставили свои номера и лучше понимали, какие композиции лучше помогут им раскрыться.
ЛОКАЦИИ
Создатели фильма приняли решение, что действие «Битвы» будет происходить в Санкт-Петербурге. Но зрители не увидят в ленте открыточных видов и достопримечательностей, в кадре предстает другой Питер, не туристический и не исторический, а современный — тот, в котором живут сами петербуржцы. Были найдены неизбитые локации, чтобы подчеркнуть ауру уличной культуры, о которой идет речь в картине. Так, например, открывающую фильм сцену баттла снимали в Анненкирхе на Кирочной улице, где в советское время находился кинотеатр. Церковь уже попадала в кадр в 1990-х, рядом с ней Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова покупал диск «Наутилуса» в культовой картине Алексея Балабанова «Брат». В начале нулевых кирха сгорела, но так и не была отреставрирована, а не так давно здание передали лютеранам, которые разрешают проводить там выставки современного искусства.
Сцену afterparty, в которой происходит трагическая завязка фильма, снимали на Канонерском острове между Морским каналом и Финским заливом. Еще одна небанальная локация – музей стритарта, гармонично перекликающийся с тематикой фильма об уличных танцах. Музей находится на территории завода слоистых пластиков, где сохранена индустриальная эстетика, и гигантские граффити на стенах поражают приходящих сюда посетителей и несомненно запомнятся зрителям фильма «Битва».