Эксперты не верят в стабильность банковской системы Казахстана. Крупнейшие мировые рейтинговые агентства дали весьма пессимистичный прогноз: скорее всего, без помощи государства не обойдется, но получат ее только крупные банки. Мелкие игроки, если не смогут разобраться с проблемами, вынуждены будут покинуть рынок.
25 февраля S&P актуализировал рейтинги шести крупнейших казахстанских банков. Рейтинги четырех (Народный банк, Kaspi bank, ForteBank и Банк Центр Кредит) не изменились, у АТФБанка и Евразийского банка были снижены долгосрочные кредитные рейтинги (с «В» на «В-»)
и по национальной шкале (с «kzBB+» до «kzBB»). Как пояснили в агентстве, рыночные доли этих двух БВУ в социально значимом сегменте розничных вкладов составляли 4,5% и 4,1% соответственно (на 1 января 2019).
В S&P считают, что эти два банка не играют критически важной роли в обслуживании ключевых сегментов экономики и не выполняют уникальных функций, которые не могли бы быть переданы другим казахстанским банкам. А это значит, что при возникновении стрессовых ситуаций банки могут остаться без своевременной экстраординарной господдержки.
«Несмотря на то что агентство не исключает возможности предоставления этим банкам поддержки со стороны государства в случае стрессовой ситуации, S&P не может быть уверенным в своевременности и достаточности такой поддержки в целях недопущения дефолта по приоритетным обязательствам.
Как следствие, S&P более не считает эти банки организациями, имеющими умеренную системную значимость, и не добавляют дополнительных ступеней за счет вероятности получения господдержки», — поясняют позицию агентства в Ассоциации финансистов Казахстана.
Поддержка возможна, но не для всех
В отчете S&P вообще большой акцент сделан именно на государственную поддержку банков. Эксперты считают, что правительство РК готово оказывать помощь банковскому сектору и имеет достаточно ресурсов для обеспечения такой поддержки, а подобная практика существует еще с 2008 года.
«Несмотря на то что в Казахстане отсутствует законодательно оформленное определение того, какие именно банки и каким образом будут поддерживаться государством, возможность предоставления такого рода поддержки сохраняется.
Поддержка банкам со стороны государства может предоставляться без ограничений и не потребует каких-либо специальных одобрений со стороны правительства», — говорится в сообщении.
С другой стороны, государство стало более взвешенно подходить к вопросу помощи. Число банков, которым может быть оказана своевременная экстраординарная поддержка со стороны государства, сократилось по сравнению с предыдущим периодом.
S&P считает, что некоторые частные банки смогут получать поддержу от государства во время стрессовых ситуаций. Однако своевременность и объемы такой поддержки определяются отдельно в каждом конкретном случае.
Факторами, которые могут определять объем поддержки, являются значимость банка для стабильности системы
и реального сектора экономики; объем необходимой поддержки, а также способность и готовность акционеров оказывать поддержку соответствующим банкам.
«За последние 6 месяцев правительство предоставило АО «Цеснабанк», находящемуся в стрессовой финансовой ситуации, значительный объем господдержки. Она включала предоставление экстренной линии ликвидности и выкуп кредитного портфеля в размере около 3 млрд долларов.
В то же время Цеснабанк провел реструктуризацию приоритетных необеспеченных облигаций, продлив срок их погашения и снизив ставку купона.
Такие действия можно расценивать как ситуацию, соответствующую определению выборочного дефолта. Поскольку новые условия выпуска предусматривают ухудшение первоначальных условий для держателей облигаций и не предполагают дополнительных компенсаций», — говорится в сообщении.
Мелкие банки могут быть ликвидированы
Эту тему логично продолжает рейтинговое агентство Fitch. В отчете, посвященном банковскому сектору РК за 4 квартал 2018 года, говорится, что некоторые мелкие банки в республике могут быть ликвидированы.
По мнению аналитиков, «по-прежнему существуют слабые банки со значительными запасами проблемных кредитов и/или непрофильных активов по отношению к собственному капиталу». И эти банки не могут решить свои проблемы самостоятельно. Государство может помочь более крупным банкам, но мелкие фининституты скорее всего будут ликвидированы
Fitch по-прежнему считает, что у казахстанских БВУ низкое качество активов. А это главное препятствие для финансовой устойчивости казахстанских банков.
«Средние финансовые показатели по секторам, по оценке агентства, оставались стабильными в четвертом квартале 2018 года. Показатели являются приемлемыми при среднем уровне ROAE в 21% в 2018 году, хотя рентабельность между банками различается.
Буферы капитала и ликвидности сильны. Это обусловлено лишь умеренным ростом кредитования, которое в основном направляется на более прибыльное розничное кредитование.
Однако капитализация сдерживается уязвимым качеством активов в некоторых банках, и профили ликвидности банков следует рассматривать в контексте высокой концентрации депозитов», — приводит данные Fitch портал «Курсивъ.kz».
Источник 365info