Средневзвешенный курс доллара 6-7 февраля на KASE двинулся вниз и составил 376-378 тенге. Но эксперты не меняют своих прогнозов по ослаблению отечественной валюты: против тенге сейчас играет нефть, «за» — возможно, Нацбанк.
Некоторые крупные игроки рынка ожидали существенного ослабления тенге еще осенью 2018 года (до уровня ниже 450 тенге). Тогда этого не произошло. Грозит ли резкое ослабление в этом году — до какого уровня и когда?
Главный научный сотрудник КИСИ Вячеслав Додонов, делая прогнозы по курсу нацвалюты, говорит, что многое будет зависеть от действий регулятора и его влияния на рынок.
«Снижение курса тенге, на мой взгляд, неизбежно. Будет ли это медленный процесс или одномоментный, сказать трудно.
Но есть такое впечатление, что исходя событий 2018, когда нефть обвалилась, и начала 2019, регулятор будет предпринимать попытку удержать курс», — считает он.
В таком случае более вероятен сценарий последующего резкого снижения курса.
«Так как мы не видели реакции нашего валютного рынка на падение нефти в ноябре-декабре 2018, удерживание курса уже происходит в интервале 375-385 тенге», — убежден эксперт.
Причем влиять на курс Нацбанк может не только путем валютных интервенций (благо, что начался новый год), с помощью трансфертов в Нацфонд или же просто доводя свое мнение до участников рынка.
Как повысить доходность Нацфонда и ЕНПФ?
Кроме фактора нефти, если анализировать ситуацию 2018, тенге весьма странно себя вел, и во втором полугодии никто не мог понять, отчего он стал внезапно слабеть. Учитывая, что нефть в это время росла до своих максимумов.
«Я тогда выдвинул гипотезу, что необходимо было повышать эффективность управления активами под управлением Нацбанка, — в первую очередь ЕНПФ и Нацфонда», — говорит Додонов.
Как известно, ЕНПФ уже несколько лет активно наращивает свою валютную часть активов.
«В 2018 было громогласно доложено, что доходность ЕНПФ превзошла уровень инфляции, а это было как раз достигнуто за счет переоценки валютных активов. В Нацфонде тоже ситуация понятная — более 90% его активов валютные, и когда тенге укрепляется, он вынужден показывать убыток», — поясняет эксперт.
Будет ли Нацбанк практиковать такой способ повышения доходности Нацфонда и ЕНПФ из года в год — большой вопрос. Но вспоминается ситуация августа 2018, когда тенге укреплялся в первом полугодии, а потом Нацфонд вынужден был зафиксировать инвестиционный убыток. Тогда депутаты, общественность и пресса озаботились этим вопросом.
«Я не исключаю, что тот негативный повод мог повлиять на такой способ управления Нацфондом, как манипуляции на валютном рынке. Возможно, я не прав», — предполагает Додонов.
Про рубль уже не вспоминают
Но ведь регулятор может опасаться и критики «снизу», когда граждане возмущаются и недовольны слабым тенге.
«На критику граждан всегда можно найти ответ в лице внешних сил — мировые рынки, ФРС, ЕАЭС или рубль, который напрямую назывался всеми экспертами, в том числе из Нацбанка, причиной ослабления тенге», — комментирует эксперт КИСИ.
В этом году версию с рублем уже никто не вспоминает. Тем более, что в настоящее время складываются действительно объективные причины снижения курса тенге.
Если в 2018 нефть выросла в цене на мировых рынках на 32%, а тенге при этом падал, то при прогнозах снижения цены на нефть в 2019 на 20% курс тенге снизится на эту или еще большую величину.
Стоит ли продавать недвижимость?
«Что касается стоимости жилой недвижимости в долларовом эквиваленте, думаю, она изменится не сильно, немного будет дрейфовать вниз.
Способа сохранить покупательскую способность тем, у кого зарплата в тенге, и тем, у кого нет возможности делать сбережения, не существует. Разве что работать больше. Я сам в такой же ситуации. Тем, кто может сделать сбережения, можно только посоветовать хранить их в валюте», — говорит Додонов.
Свои новогодние прогнозы по курсу тенге он не меняет в наступивших реалиях — это 400-450 тенге за доллар. Когда это произойдет — сейчас, весной или позже — будет определяться событийными вещами.
«Я не МВФ, чтобы каждый месяц менять свой прогноз, потому что нефть поскакала куда-то. Считаю, что она упадет в цене в этом году и будет стоить в пределах параметров, заложенных в бюджете, около 55 долларов за баррель. А в прошлом году она стоила 75 долларов за баррель. И это плохо, это сильно ударит по макроэкономике Казахстана», — заключает эксперт.
Следите за рублем
По словам старшего аналитика Альпари Вадима Иосуба, снижение тенге в 2018 происходило преимущественно под воздействием внешних факторов. Например, резкое снижение в августе-сентябре произошло под воздействием падения российского рубля
после введения финансовых санкций и мини-кризиса развивающихся стран, который затронул многие из них в виде бегства капитала и, как следствие, девальвации национальной валюты.
С октября мощным фактором стало снижение нефтяных цен на мировом рынке с $86 до $51 за баррель марки Brent ближе к концу года.
«Резкое ослабление тенге в 2019 теоретически возможно, но лишь в случае повторения тех же внешних факторов», — говорит аналитик.
Однако цена на нефть сейчас стабилизировалась выше $60 за баррель. Россия опасалась новых финансовых санкций со стороны США, но из-за внутриполитических разногласий американскому правительству сейчас не до них.
«Надо внимательно наблюдать за ситуацией с российским рублем, который с начала года заметно укрепился. Если тенге и предстоит серьезная девальвация, лишь в случае ее «импорта» из России», — полагает аналитик. Наиболее вероятным он считает сценарий плавного роста доллара до 400 тенге.
«Это в случае если не будут реализованы внешние шоки в виде обвала российского рубля и/или цены на нефть», — подчеркивает он.
Как сберечь заработанное?
Среди способов сохранить свою покупательскую способность, получая зарплату в тенге, выбор, по словам Иосуба, не очень большой. Например, непопулярная среди работодателей индексация зарплаты.
«Другое дело, что считать свои зарплаты в иностранной валюте – пережиток прошлого. В США никто не следит, чтобы зарплата американцев не упала в пересчете на евро. И наоборот, в Европе не считают, а не пора ли индексировать евровую зарплату из-за роста доллара. Имеет смысл сравнивать динамику зарплаты с инфляцией. Именно это определяет, богаче становится население или беднеет», — напоминает аналитик. Основной принцип сбережения и накопления — по-прежнему диверсификация
«Тем, кому есть что сберегать, я бы посоветовал хранить в трех валютах равными частями доллар, евро и тенге. Причем тенге не «под подушкой», а на депозите в надежном банке», — советует Вадим Иосуб.