Если сравнить макроэкономические данные за декабрь 2018 с ситуацией в январе 2016, когда доллар также перемахнул за 380 тенге, выясняется, что сейчас ситуация гораздо лучше.
Искусственные комментарии чиновников
А посему значительное ослабление тенге к доллару за декабрь 2018 выглядит в определенной степени искусственным.
Как и соответствующие комментарии чиновников.
Из данных таблицы видно, что цены на нефть марки Brent хотя и быстро падали в конце 2018, но в целом держались в декабре на уровне примерно в 1,5 раза выше по сравнению с январем 2016. Тогда к концу месяца они опустились до $34,7 за баррель, в то время как в канун наступившего 2019 были на уровне в $53,8.
Российский рубль, к колебаниям которого фактически привязан тенге, реагировал на динамику нефтяных цен в указанные выше месяцы относительно адекватно. Если январь 2016 курс российской валюты к американской завершил на рубеже в 75,2 рубля, то при более высоких ценах на «черное золото» в декабре 2018 он укрепился и закончил год на отметке в 69,5 рублей.
Почему Нацбанк взял паузу?
Казахстанская же валюта вела себя на этом фоне довольно странно. Вместо укрепления в декабре 2018 по сравнению с январем 2016 ее обменный курс к концу месяца оказался гораздо ниже – соответственно 384,2 и 364,8 тенге.
Нетрудно понять, что источником этого парадокса является заметное укрепление российской валюты к казахстанской за время правления в Нацбанке Данияра Акишева. Причины этого факта так и не получили внятного объяснения.
К концу 2018 обменный курс рубля составил 5,5 против 4,8 тенге на конец января 2016. С укреплением за последние 3 года на 14,6%. Это выглядит весьма удивительным не только на фоне проблем, которые испытывает российская экономика под давлением санкций Запада, но также с учетом данных статистики внешней торговли Казахстана. В них на долю России приходится лишь 18,6% всего товарооборота нашей страны (по итогам января-октября), а ключевым партнером выступает Евросоюз с 41,5%.
В заключение добавим, что руководство Нацбанка взяло информационную паузу как раз-таки в последние дни 2018, когда тенге быстро слабел к доллару.
Заполнить вакуум попытался разве что министр нацэкономики Тимур Сулейменов, сославшийся на колебания мировых цен на нефть и повышение ставки ФРС США.
Последний фактор и в самом деле оказывает серьезное влияние на валюты развивающихся стран, включая Россию и Казахстан. Однако и здесь Нацбанк проводит далеко неадекватную политику, сдерживая ставки по долларовым депозитам в Казахстане на уровне в 1%, что давно уже ниже ставки ФРС США.
В России же, судя по данным Центробанка, средневзвешенные процентные ставки по долларовым вкладам населения поднялись выше 3%-ной отметки.
Источник 365info