Доклады по саммиту «Правовая защита иностранных предпринимателей»

0
842

Доклад Заместителя директора Палаты предпринимателей г.Алматы — Кошмамбетова Айтуара.

Тема доклада — «Функции Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» по представительству, защите прав и законных интересов бизнеса»

Деятельность НПП «Атамекен» направленная на защиту прав бизнеса

Конституция Республики Казахстан как основной закон предоставляет право на свободу предпринимательской деятельности, гарантирует равное право защиты частной собственности наряду с государственной собственностью.

Предпринимательская деятельность – это вид хозяйственной деятельности, представляющей собой самостоятельную, инициативную деятельность субъекта предпринимательской деятельности, направленную на получение прибыли (дохода).

Предприниматель по своей инициативе организует свое дело, свой бизнес. При этом он не подвергается и не может подвергаться какому-либо принуждению. Сказанное не означает, что предприниматель вообще свободен от государственного регулирования. Однако именно государство обеспечивает свободу и неприкосновенность предпринимательской деятельности, гарантирует ее от вмешательства государственных органов, а также других хозяйствующих субъектов гражданского оборота. Право на свободу предпринимательской деятельности гарантировано государством, но эта гарантия касается только предпринимателей, осуществляющих деятельность, не запрещенную законодательством.

Пять лет назад «Атамекен» был создан как диалоговая площадка для предпринимателей и бизнес-сообщества. Тогда же Национальная палата в качестве основного приоритета для себя определила решение проблем бизнеса, в реализации которого, неизменно движется вперед.

Согласно Закону Национальная палата:

  1. представляет интересы предпринимательства в Правительстве Р, Парламенте Республики Казахстан и других государственных органах;
  2. принимает участие в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства;
  3. осуществляет обязательную экспертизу концепций проектов законов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства;
  4. осуществляет разработку и внесение в Правительство Республики Казахстан предложений по поэтапной передаче в бизнес-среду отдельных функций регулирования предпринимательской деятельности;
  5. принимает участие в работе коллегиальных консультативно-совещательных органов при центральных и местных государственных органах, создаваемых по вопросам, затрагивающим права и обязанности предпринимателей;
  6. образует арбитраж в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об арбитраже».
  7. проводит общественные слушания по вопросам предпринимательства.

За пятилетний срок существования в «Атамекен» поступило 23,5 тысячи обращений предпринимателей. По статистике, больше всего обращений было принято в 2016 году — 7 225.

По подсчетам Атамекена, количество жалоб предпринимателей с 2014 года ежегодно шло вверх. Однако с прошлого года по линии защиты бизнеса наблюдается положительная динамика.

Более 40 % обращений решены положительно, а общая сумма защищенных прав составила более 111,3 млрд тенге. Были отменены штрафы и пени, исполнены договорные обязательства контрагентов, возвращено имущество и отменено уведомление. Вследствие чего, каждый второй предприниматель смог решить свои проблемы обратившись в «Атамекен».

Ежегодно вдвое увеличивается сумма имущества, сохраненного для бизнеса. При содействии Национальной палаты предпринимателей в 2014 году она составила 8,4 млрд тенге, 2015 — 14,4 млрд тенге, 2016 — 28,9 млрд тенге, в 2017 году сумма достигла рекордных 45,2 млрд тенге. За первый квартал 2018 года сумма сохраненного имущества составила 14,4 млрд тенге.

2017 год ознаменовался годом, когда бизнес изменил вектор развития. Ранее, в первых рядах стояли жалобы по вопросам земельных отношений, налоговых споров и закупок. В 2017 году стало больше обращений по спорам между предпринимателями — 20 % и административным барьерам 9 %. Это доказывает, что акцент проблем смещается, а спорные взаимоотношения бизнес-сообщества с госорганами решаются положительно.

Советы по защите прав предпринимателей 

При «Атамекене» создан Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции под председательством Каирбека Сулейменова, бывший министр внутренних дел РК. В регионах работают региональные советы по защите прав предпринимателей, в городе Алматы Совет возглавляет известный адвокат, экс-судья Верховного суда РК – Ахмедов Байрамалы Агабекович. Работа Советов ориентирована на оперативное и системное реагирование на нарушения прав предпринимателей и публичное их освещение. В составе Советов депутаты и представители госорганов, общественные деятели, бизнес и СМИ.

Основными вопросами заседаний Совета являются проблемы барьеров в сферах налогов, архитектуры и градостроительства, санитарно-эпидемиологического надзора, госзакупок, транспортного контроля, дошкольного образования и госпрограмм и др.

Хочу привести пример эффективной работы Совета. Так, в марте 2018 года, на заседании Совета, рассматривался вопрос неправомерных действий должностных лиц ДВД г.Алматы в отношении директора ТОО «Алтын Адам» Мамеда Мададова.

Предприниматель длительное время был незаконно вовлечен в орбиту уголовного преследования по трем уголовным делам, возбужденным в отношении него по признакам статей 190 ч.3 п.2 и 419 ч.3 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

По резолюции Совета в интересах предпринимателя было направлено обращение в прокуратуру города, после чего надзорным органом было дано указание прекратить незаконное преследование предпринимателя.

На основании ходатайства Палаты предпринимателей г.Алматы, Прокуратурой г.Алматы за допущенные нарушения требований норм уголовно-процессуального законодательства в отношении следователя следственного управления ДВД г.Алматы — Алкенова Р. возбуждено дисциплинарное производство, по результатам рассмотрения которого Алкенов Р. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Ранее НПП защитила права Мададова М. на недвижимое имущество, дойдя до высшей инстанции — Кассационной коллегии Верховного суда, которая отменила постановление апелляционной судебной коллегии г.Алматы об изъятии земельного участка со строениями у ТОО «Алтын Адам» в пользу гр-на Русакова А.

Бизнес-омбудсмен 

В соответствии с Указом Президента «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» от 27 февраля 2014 года, Правительству было поручено разработать проект закона, предусматривающего усиление роли Национальной палаты предпринимателей, в том числе путем введения института Бизнес-омбудсмена.

29 декабря 2014 года Закон «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» дополнен нормами о правовом статусе, функциях, порядке назначения и обязанностях Бизнес-омбудсмена, а также об организации его деятельности.

1 января 2016 года введен в действие Предпринимательский кодекс, глава 28 которого подробно раскрывает правовой статус Бизнес-омбудсмена.

Бизнес-омбудсмен – абсолютно новый институт для Казахстана. Его высокий статус и широкие полномочия позволяют гораздо эффективнее бороться с системными проблемами казахстанского бизнеса, произволом чиновников и несовершенством законодательства.

Согласно статье 26-1 Закона «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» правовой статус Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана определяется Предпринимательским кодексом. Его деятельность обеспечивается Национальной палатой.

Уполномоченный назначается на должность распоряжением Главы государства и подотчетен только Президенту. Более того, никто не вправе возлагать на Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана функции, не предусмотренные Предпринимательским кодексом. Какое-либо незаконное вмешательство в его деятельность не допускается.

На период осуществления своих полномочий (4 года) Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана не вправе заниматься политической деятельностью, а потому приостанавливает свое членство в политических партиях и иных общественных объединениях.

К основным функциям Бизнес-омбудсмена относится представление, обеспечение, защита прав и законных интересов предпринимателей и рассмотрение их обращений. Каждое поступившее на имя Уполномоченного обращение ставится на контроль и отрабатывается работниками аппарата Бизнес-омбудсмена. Ни одно обращение не остается без юридической проработки и ответа.

Бизнес-омбудсмен наделен широкими полномочиями:

  • вносить в государственные органы предложения по защите прав предпринимателей, а также рекомендации по приостановлению подзаконных нормативных правовых актов;
  • направлять в государственные органы (должностным лицам), действиями (бездействием) которых нарушены права и законные интересы субъектов предпринимательства, рекомендации относительно мер для восстановления нарушенных прав, в том числе привлечения лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательства, к ответственности;
  • в случае несогласия с мнением госорганов он может направлять ходатайства в органы прокуратуры в целях дальнейшего восстановления нарушенных прав предпринимателей;
  • запрашивать у государственных органов (должностных лиц) информацию, документы и материалы, затрагивающие права и обязанности субъектов предпринимательства, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
  • подавать иски в суд от лица бизнес-сообщества;
  • принимать иные законные меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
  • также, если нарушения прав предпринимателей носят системный характер и проблемы нельзя решить на уровне государственных органов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей вправе вносить обращения на рассмотрение Президенту Республики Казахстан.

Из ярких примеров деятельности бизнес-омбудсмена, хотелось бы отметить:

По инициативе Бизнес-омбудсмена в 2016 году Генеральным прокурором принесен кассационный протест по делу о проблеме более 350 контрагентов лжепредприятий (дело Минакова Е.С.). Верховным Судом кассационный протест Генерального прокурора поддержан. В общей сложности защищены имущественные права предпринимателей на сумму более 14,4 млрд тенге.

В 2016 году Генеральным прокурором принесен протест на судебные акты по делу по иску турецкой компании AK MACHINERY MAKINE TICARET VE SANAYI LIMITED SIRKETI к казахстанской компании ТОО «ГМК «Казполиметалл». Верховным Судом удовлетворен кассационный протест Генерального прокурора, имущественные права субъекта предпринимательства защищены на сумму свыше 460 тыс. долларов США.

В 2017 году Верховным судом по протесту Генеральной прокуратуры отменено дополнительное административное взыскание в виде конфискации товара на сумму 60 166 755 тенге, наложенное на АО «КазАгроФинанс».

Первоначально институт омбудсмена зародился в Швеции. Риксдаг (парламент) Швеции учредил эту должность в 1809 году. Сегодня институт омбудсмена находит широкое распространение во многих государствах. Появились отдельные омбудсмены по правам ребенка, по инвестициям, банковские, страховые омбудсмены, наконец, бизнес-омбудсмены.

Рейтинг Doing Business

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» защищает интересы бизнеса не только в судах или в госорганах. Порядка 70% инициатив НПП по изменению и дополнению законов поддерживается Правительством и Парламентом. Данная работа отражается в международных рейтингах.

Казахстан в рейтинге Всемирного банка “Doing Business” за последние 10 лет поднялся с 64 до 36 места.

За пять лет Правительством совместно с НПП разработано шесть пакетов поправок, направленных на кардинальное улучшение бизнеса и снижение административных барьеров. В 2015 г. был принят подготовленный совместно с «Атамекен» «Предпринимательский Кодекс», — впервые собравший воедино все правовые нормы, регулирующие ведение бизнеса и ставший своего рода «Конституцией предпринимателей». Буквально полгода назад при непосредственном участии Палаты приняты основополагающие Кодексы для бизнеса – Налоговый и Таможенный, а также кодекс «О недрах и недропользовании». Только в 2017 г. внесены порядка 1000 поправок в 14 кодексов и 109 законов.

Достигнуты серьезные результаты по дерегулированию и либерализации бизнес-среды, что создало условия для масштабного роста предпринимательства.

— Так, за пять лет сокращено 74% разрешений (с 1196 в 2012 до 316 в 2018). Эффект от такой оптимизации ежегодно составляет 1,5 млрд. тенге (ежегодное снижение финансовых потерь для бизнеса).

— Из Уголовного кодекса исключена статья «Лжепредпринимательство».

— Размер административных штрафов снижен в среднем на 30% (по 157 составам), расширен институт предупреждения (52 статьи вместо 14 статей).

— Создан Арбитражный центр при НПП РК, в реестре которого 111 авторитетных арбитров в 16 регионах Казахстана.

— За 5 лет Нацпалата провела экспертизу 434 законов и 22 300 НПА.

— «Атамекен» разработаны предложения по вопросам усиления ответственности самих предпринимателей. Впервые в РК принят Кодекс этики предпринимателей, данные меры позволят обеспечить безопасность деятельности бизнеса для жизни и здоровья людей.

-Сокращены сроки проведения проверок – с 30 до 15 рабочих дней для плановых проверок, и с 30 до 10 рабочих дней для внеплановых проверок.

— 20 сфер контроля, которые дублировали друг друга, полностью исключены. И самое главное – сокращено свыше 17 тысяч (!) требований при проверках.

— в 2017 году количество проверок снизилось на 20% (с 101 тыс. в 2016 году до 81 тыс.в 2017 году), то в 2018 году ожидается снижение числа проверок еще на 30%.

В окончании своего доклада, я хочу сказать, что двери Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» всегда открыты для бизнесменов! Приглашаем к нам за консультацией по вопросу защиты ваших прав!

Благодарю за внимание!


Выступление руководителя ДАГСиПК по г.Алматы  Таумурат Д.Т.

Мы выстраиваем принципиально новую модель государства, свободного от коррупции. В основу нашей работы заложен принцип нулевой терпимостик коррупции – профилактика правонарушений, устранение их предпосылок и формирование антикоррупционной культуры. Исходя из этого, меняется и формат подходов.

В своем недавнем послании Президент вновь отметил, что необходимо повысить защиту бизнеса от неправомерного административного давления и угроз уголовного преследования.

В июне текущего года Агентством в рамках Меморандума о сотрудничестве с министерствами иностранных дел и по инвестициям иразвитию запущенпроектпо «Защитебизнеса и инвестиций».
С учетом этого разрешите кратко довести до Вашего сведения информацию о проделанной работе.

Основная задача проекта – исключить бюрократические проволочки и коррупционные издержки в процессе деятельности инвесторов и предпринимателей, обратившихся за антикоррупционным сопровождением в Агентство и его территориальные подразделения.

Механизм реализации проекта заложен в присоединении инвестора к антикоррупционному соглашению. Департамент как сторона соглашения сопровождает предпринимателя, на 100% защищая его от любых бюрократических и коррупционных посягательств со стороны недобросовестных чиновников, разрешая возникающие проблемные вопросы в рамках законодательства.
Единственное, что требуется от инвестора – это честное, добропорядочное ведение бизнеса.

Бизнесмены имеют возможность получить бесплатные экспресс-консультации по инструментам защиты своего дела от любого давления.

В настоящее время на основе присоединения к соглашению в г.Алматы сопровождаются более 25 зарубежных и казахстанских бизнес-проектов общей стоимостью порядка 175 млрд. тенге.
Антикоррупционное сопровождение непосредственно реализуется фронт-офисом, созданным при территориальном департаменте на базе представительства АО «Казах Инвест».

Порядка 40% сопровождаемых проектов – с участием иностранных государств.
Среди них– Азербайджан, Великобритания, Германия, Дания, Индия,Иран, Китай, Корея, Малайзия, Нидерланды, ОАЭ, Польша, Россия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция,Чехия, Швейцария и Япония.

Если раньше инвестор, обращаясь в госорган зачастую сталкивался с волокитой, сложностями, связанными с правовыми коллизиями, и не всегда мог отстаивать свои права и законные интересы, то сейчас благодаря консультационной и организационной поддержке сотрудников проекта в регионах все вопросы, связанные с инвестиционной, предпринимательской деятельностью, решаются для поддержки инвестора оперативно и в рамках закона.

Такая поддержка оказывается на безвозмездной основе.

На практике сам факт присоединения инвестора к соглашению с Департаменту уже меняет «отношение» чиновников и «избавляет» бизнесмена от каких-либо коррупционных рисков.
Ни один проект с момента присоединения к антикоррупционному соглашению не вовлекался в судебные тяжбы с государственными органами.

По сути выступаем в качестве гаранта соблюдения госорганами всех тех благоприятных для инвесторов условий, заявляемых на уровне руководства страны.
Таким образом, наш проект «Защита бизнеса и инвестиций»нацелен на внедрение сервисного подхода в работегосударственных служащих, исключение административного давления и коррупционных издержек на протяжении всего жизненного цикла инвестиционного проекта.

Наши проектные офисы в регионах напрямую рассматривают обращения предпринимателей, оказывая исчерпывающее правовое содействие. Так, за период реализации проекта поступило 8 обращений, по всем приняты решения в пользу предпринимателей, остальные находятся на стадии проработки.

Отмечу, что на основании подобных обращений Агентством ведется обобщение и анализ наиболее часто встречающихся системных проблем с выработкой конкретных предложений по устранению административных барьеров и коррупционных рисков.

Практика показывает, что основные проблемы, с которыми сталкиваются бизнес и инвесторы – это получение различного рода разрешительных документов, налогообложение и налоговые проверки, миграционные вопросы.

В нашей встрече принимают участие представители контролирующих и надзорных госорганов.

Хочу обратиться к вам. Сегодня Агентство ведет бескомпромиссную борьбу с коррупцией, административными барьерами, которые негативно отражаются на доверии инвесторов к государственным органам.

Любой неправомерный поступок в отношении бизнеса и инвестиций будет восприниматься как препятствие реализации государственной политики по поддержке предпринимательства.

Дамы и господа!

Данный проект был представлен на различных инвест-площадках во всех регионах страны. В сентябре мы представили его на казахстанско-австрийском экономическом форуме в Вене.
Пользуясь случаем, хотел бы призвать дипломатический корпус довести инициативу Агентства по антикоррупционному сопровождению инвестиционных проектов до сведения бизнесменов Ваших стран.

Со своей стороны, мы гарантируем антикоррупционную поддержку и защиту.

Разрешите завершить свое выступление коротким видеороликом.

Благодарю за внимание!

Доклад Елены Розинкиной.

Сегодня Казахстан — перспективная страна с точки зрения развития бизнеса разных направлений. Привлекательность для иностранных инвесторов объясняется гибкой политикой государства, цель которой — создать развитую страну с открытой рыночной экономикой.

Кроме того, всяческая поддержка со стороны правительства делает ведение бизнеса в Казахстане комфортным.

Чем привлекателен Казахстан:

Казахстан расположен между двумя быстрорастущими рынками, странами БРИКС – Россией и Китаем, причем обе страны имеют большую территорию и прямой выход в Мировой океан

  1. в настоящее время в стране действует программа индустриализации — есть достаточное количество объектов, куда можно инвестировать средства
  2. Развито «Электронное Правительство», то есть внедрен принцип «одного окна» — что делает процедуру регистрации быстрой и комфортной для любого инвестора. Все это делается как раз для того, чтобы улучшить бизнес-среду и повысить инвестиционную привлекательность Казахстана.
  3. Мы ведем учет по международным стандартам финансовой отчетности и это закреплено на законодательном уровне. Лишь малый бизнес ведет учет по национальным стандартам.
  4. У нас много Специальных экономических зон с льготным налогообложением с различными видами деятельности. На данных территориях предусмотрены преференции для инвесторов – налогообложение по нулевой ставке, освобождение от таможенных пошлин Готовая инфраструктура, Упрощенный порядок найма иностранной рабочей силы
  5. В Казахстане наиболее благоприятные налоговые ставки для бизнеса. В Казахстане НДС составляет 12%, в РФ – 18%, в Беларуси — 20%. У нас КПН — 20%, в России КПН действующая ставка составляет 20%,  в Беларуси — 18%. Это, кстати одна из основных причин, почему многие не хотят открывать бизнес у себя в стране, а хотят осуществлять деятельность у нас. Именно потому что хотят платить меньше налогов.

Именно поэтому, тысячи предпринимателей стремятся в Казахстан, для того чтобы открывать на нашей территории бизнес и извлекать как можно больше прибыли.
И если кому-то кажется, что начать осуществлять предпринимательскую деятельность в Казахстане просто, то другие сталкиваются с множеством проблем.

Проблемы

Другое законодательство (предприниматели не понимают какую форму выбрать для регистрации, в каком режиме налогообложения работать, как вести учет, сколько налогов платить и т.д – хочется найти оптимальный режим налогообложения.

Сложно контролировать бизнес-процесс (не у каждого предпринимателя есть возможность постоянного присутствия на территории РК, но каждый понимает, что прежде чем поставить бизнес на рельсы, нужно постоянно осуществлять контроль не только за работниками, но и за денежными потоками (так называемыми кэш флоу: кто, кому, за что перечисляет)

Нет доверия к местным специалистам (рядом с вами люди, которые давно в финансовой сфере, вы им доверяете, но они не знают нашего законодательства и не могут вести учет в РК, а кому доверить финансы здесь – вы не понимаете, тем более если вы уже пытались проконсультироваться, то возможно вы сталкивались с тем, что вам предоставляли совершенно разные, противоположные ответы) Кому доверить ведение учета в Казахстане? Вот главный вопрос, который волнует предпринимателей.

К чему это приводит?

Если не знать налогообложение, то можно нарваться на большие штрафы, пени, начисления, понести административную ответственность или, если мы будем говорить об особо крупных размерах то и уголовную ответственность. Для этого нужно разобраться. То есть если понять в какой стране оптимальный режим налогообложения, можно выбрать страну, выбрать сферу деятельности, поскольку не в каждой сфере иностранец может открыть бизнес в Казахстане – можно организовать более выгодный бизнес, чем на родине, выбрав правильно форму регистрации можно экономить на налогах, до 6% выгоды в НДС, например).

Опять же если довериться не тому человеку, не той организации, то можно вместо большой прибыли получить большую головную боль. Можно обратиться в консалтинговые компании, которые разъяснят все нормы законодательства, посчитают все варианты налогообложения при различных организационно-правовых формах, либо нанимаете аутсорсера, который берет на себя всю ответственность по ведению бизнеса. Вы тем самым снимаете с себя налоговые риски по некорректному ведению учета и несвоевременной сдачи отчетности. Как выбрать консалтинг или аутсорсинг мы поговорим чуть позже. Рассмотри основные правила выбора.
Если не контролировать, то бизнес разворуют. Есть ли решение – конечно есть.

На самом деле у каждой мною перечисленной проблемы есть решение. Я предложу всего три – но самые эффективные:

  1. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА прежде чем открываете бизнес
  2. ПРОФЕССИОНАЛЫ в области бухгалтерского учета и налогообложения
  3. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ БИЗНЕСА с помощью которой можно контролировать бизнес процессы

Изучаем законодательство

Законодательных актов, которые необходимо изучить достаточно много. Это и Закон «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», Закон «О миграции населения», Закон «О правовом положении иностранцев», Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Международные стандарты финансовой отчетности….
Но если речь идет о налогообложении…., то вам необходимо обратить внимание на следующие публикации:

Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)

Закон о введении в действие Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)

Международные договоры, ратифицированные РК : Конвенции об избежании двойного налогообложения, прочие межгосударственные/межведомственные соглашения

Итак, вы решили открывать бизнес. В какой форме это сделать? Я выбрала самые распространённые формы:

1. Филиал или представительство.

Учетная регистрация филиалов (представительств) иностранных юридических лиц производится в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан для учетной регистрации филиалов (представительств) юридических лиц Республики Казахстан.
Представительство не имеет право извлекать прибыль из своей деятельности, соответственно для вас не подходит. Филиал имеет право извлекать прибыль из своей деятельности. Оба не является самостоятельным юридическим лицом.

2. Юридическое лицо

Если планируется полноценная компания в РК, то лучшей организационно-правовой формой является Товарищество с ограниченной ответственностью (далее ТОО).
ТОО с иностранным участием признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставной капитал.

Имейте ввиду, что при создании ТОО необходимо учитывать ряд ограничений установленных законодательством Республики Казахстан, связанных с национальной безопасностью и общественным порядком в Республике Казахстан.

3. Покупка доли участия для тех, кто не хочет никакой активной деятельности на территории РК и хочет извлекать доход только в качестве дивидендов

4. Индивидуальное предпринимательство

Что касается регистрации в РК в качестве ИП, то Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие статуса оралмана, не могут зарегистрироваться и осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Указанное выше ограничение не распространяется на граждан Российской Федерации, Республики Беларусь и Кыргызской Республики, поскольку иные правила приняты международным договором.

Таким образом, только граждане Российской Федерации, Республики Беларусь и Кыргызской Республики, имеющие вид на жительство в Республике Казахстан, могут зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

Каждый из вас самостоятельно определит более приемлемую для себя форму регистрации. Но в какой бы вариант вы не выбрали вам в любом случае придется платить налоги…
В нашем законодательстве нет понятия «Иностранный предприниматель», если говорить конкретно о налогообложении то существует два понятия : резидент и нерезидент.

  • Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК
  • Иные юридические лица, место эффективного управления которых находится в РК
  • Физические лица, постоянно пребывающие в РК или не постоянно пребывающие в РК, но центр жизненный интересов в РК

Принципиальное отличие

Резиденты – уплачивают налоги с доходов из источников РК и за ее пределами, а также иные платежи в бюджет и социальные платежи при возникновении обязательства

Нерезиденты — уплачивают только налоги с доходов из источников РК, а также иные платежи в бюджет и социальные платежи при возникновении обязательства

Вот здесь очень важно определиться – что признается доходом из источника, поскольку доход полученный на территории РК и доход из источника в РК – это разные понятия.

Также в НК есть понятие – постоянное учреждение. Это не отдельное стоящее здание, есть очень много пунктов определяющих данное понятие. С образованием постоянного учреждения в РК.

Самостоятельное исполнение налоговых обязательств в РК:

  1. встать на регистрационный учет
  2. вести учет объектов налогообложения
  3. исчислить суммы налогов
  4. составить с сдать налоговую отчетность
  5. уплатить налоги и прочие платежи

Без образования постоянного учреждения в РК — Налогообложение у источника выплаты (у того, кто с нерезидентом работает) корпоративный подоходный налог

Все юридические лица в РК являются плательщиками корпоративного подоходного налога, при регистрации филиала иностранного юр.лица в дополнение к общеустановленному корпоративному подоходному налогу (в размере 20%) чистый доход юридического лица — нерезидента, осуществляющего деятельность в Казахстане через постоянное учреждение, подлежит налогообложению по ставке 15%.

Ставка может быть снижена до 5% или 10% в случае применения конвенции об избежании двойного налогообложения.

НДС

Обязаны уплачивать НДС — если оборот по реализации превышает 30 000 МРП (~ 200 000 $) в год.

Ставки НДС:

12% – применяется к реализации товаров, работ, услуг, а также в отношении импорта товаров;

0% – применяется в случае реализации товаров на экспорт и к международным перевозкам.

Механизм уплаты НДС :

При реализации своих товаров/услуг Вы обязаны начислять НДС в отношении облагаемых оборотов. Такой НДС называется «исходящий» (output VAT) или «начисленный»
При покупке товаров/услуг ВЫ уплачиваете поставщику стоимость таких товаров/услуг + НДС.
Такой НДС называется «входящий» НДС (input VAT) или «НДС в зачет».
Разница между исходящим и входящим НДС подлежит уплате в бюджет.

НДС к уплате в бюджет = Начисленный НДС – НДС в зачет

Перечисление отличительных особенностей в налогообложении резидентов и нерезидентов требует более детального ответа и выходит за рамки Саммита. Однако, лишь отмечу, что проще и выгоднее налогообложение регистрировать предприятие с иностранным участием как резидента РК. В этом случае к нему будут применяться полностью все нормы, касающиеся налогообложения казахстанских субъектов предпринимательской деятельности.

Дивиденды – это часть чистого дохода, распределяемого между его участниками.
Дивиденды, выплачиваемые нерезиденту, облагаются подоходным налогом у источника выплаты по ставке 15%.
Законодательство РК предусматривает освобождение от налогообложения дивидендов при выполнении следующих условий:
Владение акциями (долями участия) более 3 лет;
Лицо, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем;
Имущество лица, являющегося недропользователем, в стоимости активов лица, выплачивающего дивиденды, составляет не > 50%.
Освобождение применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.
Если вышеуказанные условия не выполняются, то ставка подоходного налога может быть снижена по конвенции, если нерезидент является окончательным получателем дохода и резидентом страны, с которой Казахстан подписал такую конвенцию.

Конвенции

У Казахстана на данный момент ратифицировано множество конвенций об избежании двойного налогообложения с другими странами. На сегодняшний день их насчитывается 45. Конвенции помогают избежать двойное налогообложение либо путем освобождения от налога, либо путем предоставления права на зачет налога.
Следовательно, можно получить ряд преимуществ, открывая ТОО или филиал от лица, зарегистрированного в стране, с которой Казахстан заключил конвенцию.

Содержание Конвенции

  • Активные доходы: не облагаются в РК, если в РК нет ПУ
  • Пассивные доходы: облагаются в РК, но снижается ставка (5%/10%)

Пименение Конвенции :

  • Сертификат резидентства
  • Заявление нерезидента на возврат уплаченного налога

Оффшоры — страны с льготным налогообложением

Все доходы, выплачиваемые из Казахстана в эти страны, облагаются подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20%.
Сделки между казахстанскими компаниями и компаниями, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением, подвергаются довольно серьезному банковскому и валютному контролю.

Алгоритм налогообложения :

  1. Резидент или нерезидент ?
  2. Имеет ли место быть доход из источников в РК ?
  3. Наличие постоянного учреждения?
  4. Ставки налогов
  5. Наличие освобождения от налогообложения (дивиденды)
  6. Конвенция?
  7. Право применения?

Бухгалтерская служба:

  1. Пропишите требования для кандидатов (должностные инструкции)
  2. Разработка системы оценки оплаты труда (знания, навыки, решение задач, уровень ответственности, нагрузка, условия труда…)
  3. Договор о полной материальной ответственности / о неконкуренции
  4. Разработайте модель проведения собеседования…
  5. Повышайте квалификацию сотрудников

Аутсорсинг:

  1. Разработайте критерии для выбора аутсорсинга
  2. Создайте специальную проектную группу для разработки условий проведения аутсорсинга
  3. Разработайте механизм взаимодействия с аутсорсингом
  4. Разработайте механизм контроля аутсорсинга
  5. Заключение договора

Облако

Удобно :

Доступ к программе в любое время,
в любом месте земного шара, с любого компьютера, планшета или смартфона, подключенного к Интернет
Создание единого информационного пространства для филиалов и удаленных сотрудников. Больше не нужно искать и исправлять дублирования, объединяя разрозненные базы.
Полный контроль за данными вносимыми пользователями в систему. Управление доступом к программе в личном кабинете, простом и понятном в использовании.

Надежно:

  • Все данные хранятся не на компьютерах Вашей компании, а на удаленных защищенных серверах, что обеспечивает полную конфиденциальность
    и исключает возможность несанкционированного доступа, потери или умышленного повреждения данных. Это надежнее чем на компьютере
    у вашего бухгалтера. Никто не сможет скачать вашу базу данных и манипулировать ей. Даже ваш бухгалтер.
  • Ежедневно производится резервное копирование данных.
  • Гарантированные сроки реакции при обращении на техподдержку.

Доступно:

  • Сумма ежемесячных платежей за пользование услугой небольшая.
  • Нет необходимости содержать дорогую IT инфраструктуру и обслуживающий ее персонал. Вы не устанавливаете на свое оборудование никакого программного обеспечения, и, следовательно, не нуждаетесь в мощных компьютерах и серверах. Вся работа происходит на защищенных серверах, к которым Вы подключаетесь через интернет.
  • Обновления типовых баз производятся бесплатно и автоматически.