Возвращение Нацбанка в сентябре на внутренний валютный рынок с масштабными интервенциями не особо охладило спекулятивный настрой его участников.
Напомним, что в первые дни осени регулятор впервые с октября 2017 года провел масштабные интервенции, поскольку его участники придержали инвалюту и не предлагали ее покупателям (см. «Нацбанку все же пришлось продавать доллары»).
Удержание обменного курса тенге от неминуемого обвала обошлось центробанку в $520,6 млн
Причем эта сумма была продана в течение 3 дней! Соответственно, его активы уменьшились и в СКВ — на $412 млн (до $17 млрд 277 млн).
Однако из данных биржевой статистики по итогам сентября видно, что особого спокойствия на валютном рынке не наблюдалось. Так, на спот-рынке доллара, где в основном исполняются заявки банковских клиентов, сентябрьские обороты снизились по сравнению с августовскими лишь на 2,3% — до $3 млрд 818,8 млн.
А это не так уж и мало – ведь за время правления Данияра Акишева более высокие результаты достигались лишь трижды (в декабре 2015 и в апреле и августе текущего года).
И это при том, что средневзвешенный курс доллара за сентябрь по итогам утренней сессии на KASE не вырос, а немного снизился: с уровня в 364,62 тенге 3 сентября до 362,52 тенге 28 сентября (на 0,6%).
Спокойствие только снится
На своп-рынке доллара, где банки второго уровня запасаются инвалютой через сделки с регулятором, активность в сентябре по сравнению с августом и вовсе выросла. Объем сделок увеличился на 5,7% — до $6 млрд 687,8 млн, в абсолютном выражении – на $363 млн.
Отметим также, что обороты на своп-рынке начали расти с августа, а до этого снижались из месяца в месяц с начала 2018
Неудивительно, что Нацбанку пришлось пойти на повышение базовой ставки до 9,25%. Как заметила по этому поводу глава KASE Алина Алдамберген, казахстанская валюта потеряла против доллара 9,2% по итогам 9 месяцев 2018 и стала менее привлекательной.
А поскольку теперь средства будут выделяться регулятором по более высокой цене, это должно повысить привлекательность тенге по сравнению с долларом. Правда, для заемщиков банков это означает подорожание кредитных ресурсов. Однако в данном случае Нацбанку выбирать не приходится
Источник 365info