Наряду с развитием информационных технологий, ростом числа интернет пользователей и уровня интернет-грамотности, соответствующее развитие и рост наблюдается и в сфере «e-commerce» — казахстанцы все активнее совершают покупки в глобальной сети. По оценкам экспертов, текущая доля электронной коммерции в экономике страны составляет $1 млрд. Доля «онлайн» торговли от всего ритейла составляет около 1-1,5%, в 2017 г. прирост на рынке электронной коммерции составил около 30%.
Не обошло это, конечно же, и туристическую отрасль страны, в которой рынок «онлайн» активно набирает обороты. С каждым годом растёт количество поездок, оформленных самостоятельно, то есть без услуг «оффлайн»-турагентств. И в ближайшие годы их количество, вероятно, будет только расти. Бытует мнение, что «онлайн»-бронирование билетов и гостиниц упрощает выбор тура и, нередко, позволяет сэкономить немалые средства. Кроме того, скандалы, возникающие в отечественной туриндустрии, подрывают доверие к «оффлайн» и заставляют часть путешественников переходить в «онлайн». Сразу же после печальных событий вокруг «Гульнар тур» и «Travelsystem» увеличились интернет-транзакции, связанные с бронированием гостиниц и авиабилетов.
Виктор Войцеховский, коммерческий директор международного холдинга Tickets Travel Network (TTN), более трех лет представленного в Казахстане компанией Tickets.kz:
«Хочу отметить, что в Казахстане созданы хорошие условия для развития «онлайн»-тревел. Нам есть с чем сравнивать, ведь мы присутствуем на 25 рынках по всему миру, в том числе в США, Европе и странах СНГ.
Один из важных факторов – уровень развития финансовой и банковской системы Казахстана, в частности, системы развития электронных платежей. Рынок достаточно сбалансирован, авиакомпании развивают не только международный прямой трафик, но активно инвестируют во внутренние перевозки и транзит. На многих направлениях есть два и более конкурирующих перевозчика, что обеспечивает пассажиру выбор. И TTN легко удалось влиться в эту среду, поскольку мы представляем собой сеть, обеспечивающую авиакомпаниям загрузку, в первую очередь, транзитных потоков. Не менее важна и сама культура потребления. В Казахстане быстро растет доля пассажиров, которые предпочитают технологическую продажу, хотят получать оптимальный продукт максимально быстро в любом месте…».
Что касается доли, то по некоторым оценкам, «онлайн»-тревел агентства (ОТА) занимают около 15% казахстанского туристического «пирога». И в ближайшем будущем этот показатель может удвоиться.
Драйвером роста «онлайн»-туризма Казахстана сегодня является продажа авиа и ж/д билетов, где одними из крупнейших игроков являются АО «Air Astana» и АО «КТЖ». Доля онлайн-покупок авиабилетов, по некоторым данным, в 2017 году составила чуть более 10%, в 2016 г. – около 10%, в 2015 г — около 8%, а в 2014 г – не более 4% (для сравнения, в США уже не менее 60% билетов продается через Интернет, в Европе – не менее 50%). Основная часть «онлайн» туризма приходится на крупнейшие города Казахстана – Алматы и Астана, где выше число интернет пользователей, уровень благосостояния и IT просвещенности населения.
Что касается сервисов по бронированию туристических услуг, то их на казахстанском рынке присутствуют уже немало: Tickets.kz, Chocotravel.com, Santufei.com, Aviata.kz, Aviabilet.kz, Bestar.kz, и др. То есть, игроков достаточно, соответственно, растёт конкуренция, но выиграть лишь за счет цены не получится, на первый план выходят качество сервиса, технологичность, широкий продуктовый ряд и, конечно же, безопасность.
Алексей Яншин, директор «Sabre Travel Network Central Asia»:
«Очевидно, что рынок туризма Казахстана меняется, и онлайн туризм активно набирает обороты. Этому есть логичные объяснения. Конкуренция, рыночные тренды, связанные с техническим прогрессом и молодое поколение туристов являются движущей силой этих изменений. Однако, я бы не стал утверждать, что в связи с этим в Казахстане нет места традиционным туристическим агентствам. Многие потребители по-прежнему видят определенные преимущества в «оффлайне», особенно когда дело доходит до взаимодействия с человеком, личного обслуживания и поддержки, в случае каких-либо сбоев. И вот здесь у туристических компаний есть возможности для поиска точек соприкосновения, успешного сотрудничества и развития.
А возможностей для развития не мало. Персонализация, новые технологии, такие как искусственный интеллект или Big Data, изменят существующие правила игры. Они уже меняются. И каждое изменение — это возможность для повышения ценности, которую туристические агентства приносят своим клиентам. Воспользовавшись этими изменениями, современными технологиями, тревел агентства смогут удовлетворить потребности даже самых технически подкованных туристов. Агентствам нужно лишь обучить своих консультантов эффективному использованию технологий, необходимых данных и предложить персонализированные услуги. Это и есть ключ к успеху …»
Говоря о технологиях, важно упомянуть, что для поиска товаров и покупок в интернете немалое число казахстанцев используют мобильные устройства, в том числе для поиска и бронирования тура. И этот тренд, по всей видимости, только усилится, поскольку сегодняшний «цифровой» турист хочет свободы, возможности мгновенного подключения к Интернет, повышенной гибкости и удобства. Смартфон является сегодня ценнейшим игроком в индустрии туризма. Смартфоны и приложения могут быстро заказать Uber такси, служить в качестве посадочного талона авиакомпании, забронировать столик в ресторане или купить авиабилет или номер гостинице.
Конечно, в Казахстане всё ещё существуют препятствия на пути становления «онлайн»-туризма. Одним из таких препятствий является отсутствие доверия некоторой части граждан к покупкам в Интернете, страх быть обманутым при оплате банковской пластиковой картой. Есть и другие проблемы: неразвитость соответствующих «онлайн»-сервисов в Казахстане, дефицит предложений и др. Все эти вопросы, конечно же, решаемы. Необходимо лишь желание и воля государственных чиновников и предпринимателей.
Сегодня можно говорить о том, что «онлайн» туризм в Казахстане активно развивается. Государство и бизнес предпринимают определенные шаги в этом, бесспорно, перспективном направлении. И хотя ещё предстоит приложить немало усилий, тенденция уже очевидна — в казахстанской туристической отрасли есть место для онлайн-сервисов, предоставляющих качественные услуги. Однако в целом «онлайн»-туризм (как впрочем и «оффлайн») в Казахстане будет развиваться активно только тогда, когда будет расти доля населения, способная позволить себе путешествовать. Ведь единственное, за счет чего процветает турагент – это объем продаж.