К сожалению, наша страна не может похвастаться комфортными условиями для людей с ограниченными возможностями. Но, к счастью, в Казахстане есть люди, которым не все равно, которые постоянно не только словами, но и действиями стараются изменить текущую ситуацию. Один из них – Сергей Махашев, ветеран афганской войны. Он создал целый ряд проектов, полезных людям с ограниченными возможностями.
Под руководством Сергея Турумкуловича работает проект «Инватакси», производятся подъемные устройства для колясочников. Кроме того, на базе общества инвалидов войны в Афганистане он организовал швейное производство, мебельный цех и типографию, где работают люди с ограниченными возможностями.
Последние два года Сергей внедряет онлайн-программу по сурдопереводу Surdo-Online, не имеющую аналогов в мире.
– Сергей Турумкулович, как появилась идея проекта?
– Я постоянно общаюсь с людьми, имеющими проблемы со слухом и речью, и знаю, как тяжело им приходится. Их не могут обслужить ни в одном общественном месте, у них нет доступа к информации посредством сурдоперевода. В стране остро ощущается проблема отсутствия должного количество специалистов жестового языка.
Однажды один из руководителей организации глухих обратился к нам в типографию, чтобы издать книгу с языковыми жестами. Меня это очень заинтересовало. Первая мысль была о том, как это все оцифровать.
Только представьте, слабослышащему человеку, как правило, приходится просить родных, знакомых или соседей о том, чтобы, например, вызвать скорую или другую экстренную службу. А чтобы записаться на прием к врачу, нужно за несколько дней до визита в поликлинику заказать сурдопереводчика. Далее в поликлинику приходит инвалид, приходит переводчик, они сидят в очереди, заходят к врачу, буквально 5 минут переводчик переводит, какие у человека проблемы, далее идет осмотр, когда переводчик не нужен, затем врач что-то пишет, озвучивает диагноз и делает назначение, после чего требуется еще 5 минут перевода. Итого в сумме на такой визит нужно максимум 10 минут сурдоперевода, тогда как переводчик тратит два часа своего времени. На весь Казахстан у нас не более 200 сурдопереводчиков и 30 000 людей с нарушениями слуха, т.е. никаких переводчиков не хватит, чтобы всех их обслужить. Инвалиды по слуху нуждаются в таком же общении, как и мы с вами.
Согласно казахстанским законам, согласно Конвенции о правах человека организации всех форм собственности обязаны обеспечить доступ к информации таким людям. Но, несмотря на наличие законодательных актов, они не в силах этого сделать.
Так и возникла идея создать программу, благодаря которой у людей с нарушениями слуха появится возможность общаться. Процесс создания программы был трудный, потому что жестовый язык гораздо сложнее любого другого. Было несколько попыток, разных компаний, пока, наконец, мы не встретились с Алексеем Мельником из России. Вместе нам удалось создать программу Surdo-Online (SOL), с помощью которой инвалид по слуху в любом месте и в любое время суток сможет получить квалифицированный сурдоперевод через свой компьютер, планшет или смартфон.
– Расскажите подробнее, как работает ваша программа?
– Surdo-Online – облачный сервис для видеосвязи с сурдопереводчиками в онлайн-режиме. С его помощью организации могут создавать удобную среду для инвалидов по слуху с минимальными для себя затратами, а инвалиды – получать доступ к коммуникациям и услугам. В режиме реального времени человек, имеющий проблемы со слухом и речью, выходит на связь с сурдопереводчиком, который озвучивает его слова тем, к кому он обращается. И, наоборот, слова сотрудника компании, в которую обратился инвалид, переводят на язык жестов.
Алгоритм работы простой: одно из окон, например, государственной организации оснащается планшетом с камерой и вывеской «Доступно для инвалидов по слуху». При обслуживании посетителя, сотрудник организации одной кнопкой запускает сервис SOL и в течение 1 минуты через видеосвязь к ним подключается сурдопереводчик, который помогает осуществить консультацию.
– Вы сказали, что программу можно запустить со смартфона. В чем на сегодняшний день состоит ваша задача: в том, чтобы подключить к Surdo-Online как можно больше организаций или в обеспечении инвалидов смартфонами и доступом к самой программе?
– Наша задача обеспечить любое учреждение удаленным жестовым переводом, значительно упростить жизнь слабослышащих людей посредством предоставления сурдоперевода в режиме реального времени.
Что же касается смартфонов, то у нас в государстве по линии Министерства труда и социальной защиты инвалиды их получают. По крайней мере, в Алматы они получают достаточно мощные смартфоны марки Samsung. Сейчас мы устанавливаем на телефоны программу Surdo-Online и даем возможность инвалидам пользоваться нашей программой до конца года абсолютно бесплатно.
– Предвидя комментарии читателей по этому поводу, не проще ли инвалиду, имея смартфон, напечатать текст и показать его собеседнику?
– Вот представьте, что большинство инвалидов по слуху – это люди, которые такими родились, они инвалиды с рождения. Человеку, который родился и никогда в своей жизни не слышал звуков, очень тяжело донести смысл того или иного явления, объяснить тот или иной цвет, рассказать о предназначении прибора. Да, с ними работают, есть специальные интернаты, но максимум, что достигается – это небольшой словарный запас, и поэтому им очень сложно нас понимать. Нужно принять во внимание, что таким людям тяжело обратиться к кому-то, чтобы показать написанное или напечатанное, мы для них это такая несколько враждебная среда.
– Какие организации уже пользуются услугами Surdo-Online?
– В 2016 году наш проект занял первое место на конкурсе «Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане», благодаря чему мы привлекли внимание государственных органов. На сегодняшний день к программе подключены 400 объектов, среди которых ЦОНы, государственные поликлиники, международный аэропорт Алматы, отели, университеты.
Но SOL ориентирован не только на государственные учреждения. Мы стараемся, чтобы проект устанавливали и бизнес-структуры. Сейчас ведем переговоры с банками, крупными сетями аптек и бизнес-центрами.
В Российской Федерации наше изобретение внедрено как стандарт обслуживания людей с проблемами слуха. Мы вышли на Россию весной 2017 года. В июле этого же года мы встречались с президентом РФ Путиным В.В. в составе десяти самых лучших проектов России, и уже по итогам 2017 года мы стали лучшим социальным проектом РФ. Там эту важную услугу уже внедрили более чем в 1 200 учреждениях. Это центры госуслуг, аэропорты, медцентры, сеть аптек «Столички», сеть строительных магазинов Leroy Marlin.
Сейчас мы ведем переговоры о внедрении программы в Кыргызстане, Узбекистане и Беларуси. Проект не имеет аналогов на всем евразийском пространстве. Мы его давно запатентовали.
– Вероятно, ваш программный продукт благодаря современным технологиям совершенствуется из года в год? Над чем вы работаете сейчас?
– С нашими московскими коллегами, очень профессиональными программистами, в частности с Алексеем Мельником, мы собираем данные и формируем data set. Это большой объем информации, состоящий из жестов с переводом. Наши программисты сейчас обучают нейронные сети распознавать эти жесты. Это все очень важно и необходимо, так как мы планируем к концу 2019 года порядка 20% объема по сурдопереводу роботизировать. В дальнейшем это сможет применяться, к примеру, в справочных сервисах на вокзалах, авиакассах, в городских и экстренных службах.
На сегодняшний день в России мы реализовали размещение кнопки на сайте экстренных служб, посредством которой, инвалид может получить связь с оператором-сурдопереводчиком, который окажет ему помощь. Также такой сервис позволяет инвалиду по слуху связаться с любым человеком. Система оповещения входящего звонка может сообщать человеку о том, что поступил звонок, но связь осуществляется через сурдоперевод.
– Очевидно, что реализация проекта требует немалых финансовых затрат: разработка программы, установка планшета или монитора, содержание штата переводчиков и офиса. За счет чего вы их компенсируете?
– Да, затраты действительно внушительные. Поэтому лицензия на подключение программы стоит денег, хоть и не больших. Их естественно недостаточно для того чтобы окупить проект. работает уже два года, все это время мы думали над тем, как сделать проект не только полезным для общества, но и рентабельным. И теперь решение найдено. В свободное от обращений время программа будет работать как рекламная площадка. Это будет удобно и для компаний, установивших у себя экраны, т.к. вместе с возможностью оказания услуг инвалидам по слуху, они получают развлекательный контент для своих клиентов, возможность рекламы своих услуг. Причем наша медиасистема – альтернатива телевидению, наружной рекламе и рекламе в местах продаж, сочетающая в себе лучшие качества перечисленных инструментов.
Наша система работает вовсе не так, как обычно работают Indoor-мониторы, когда каждый экран работает автономно, посредством механического подключения с заранее подготовленного носителя информации. И если вдруг какой-то сбой, то сами понимаете, что проблема решается достаточно долго. У нас работает система, не имеющая аналогов в Казахстане, мощный медиапланировщик для рекламных кампаний, который обеспечивает гарантированную частоту показов рекламодателям. Все работает онлайн, оператор загружает контент, управляет расписаниями и настраивает устройства через облачное решение. В случае обращения инвалида по слуху, трансляция приостанавливается и сразу после его обслуживания начинается с этого же места. Все плееры отправляют на серверы свой статус. Оператор видит в реальном времени, какие плееры на связи, а какие нет, когда плеер был последний раз на связи. Вся техническая информация о состоянии плееров дублируется на электронную почту технического специалиста. В любой момент можно запросить скриншот с любого экрана и увидеть, что на нем транслируется прямо сейчас. Это позволяет нам предоставить рекламодателям точную аналитику о количестве показов.
– Звучит впечатляюще. Какие еще преимущества получают рекламодатели, и кому может быть полезно такое решение?
– Наша рекламная площадка – это широкий охват аудитории, но при этом точный таргетинг, постоянство контакта с аудиторией, высокий уровень внимания. Это прекрасный инструмент брендинга, поскольку у потребителей возникает ассоциация товара с высокотехнологичным носителем информации, это гарантия просмотра, увеличение лояльности, оперативность размещения, сочетание звука, изображения и динамики, позитивное восприятие, вовлеченность. И все это в сочетании с социальной ответственностью бизнеса, что тоже естественно вызывает уважение, ведь каждая компания, установившая монитор, это компания, где будут оказываться услуги инвалидам по слуху. Поэтому программа должна быть интересна всем, кто оказывает услуги, небезразличным и внимательным к окружающим предпринимателей, я думаю, что подобный сервис будет по достоинству оценен и клиентами компаний, вызовет уважение и лояльность партнеров.
Беседовала Адель Ануарбекова
Фото: Вероника Полбина