В наследство от советских времен Казахстану в числе прочего остался и старый способ начисления и выплаты пенсий. Но позже выяснилось, что в новых реалиях он не работает и пенсионная система нуждается в реформировании.
20 лет назад в республике начала действовать накопительная пенсионная система. Однако современный вид она обрела не сразу, сначала пришлось пройти немалый путь.
Подготовительный этап
Первые семь лет после обретения независимости действовала так называемая «солидарная пенсионная система» (или «распределительная»). Суть в том, что работающие платят за тех, кто уже вышел на пенсию. То есть пенсия формируется за счет части зарплаты молодого поколения. Отметим, что эта система распространилась по миру после Второй мировой войны. Независимому Казахстану солидарная модель досталась по наследству от Советского Союза.
Но постепенно становилось ясно, что от этой системы придется отказаться. Показатели в 1991 ухудшались, главным образом из-за развала СССР и последующего экономического кризиса. Нагрузка на бюджет в этих условиях оказалась буквально непосильной, пенсии не платились по полгода. Нужно было что-то менять, и кардинально.
В 1997-м на свет появляются сразу два новых документа по пенсионному обеспечению страны. В марте – «Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан», в июне — Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». После начинается второй этап становления новой пенсионной системы Казахстана.
Симбиоз качеств
В сентябре 1997 года создан Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ). Вскоре появятся и частные накопительные пенсионные фонды, но пальма первенства остается за ГНПФ. Закон «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан» вступает в силу 1 января 1998 года. Именно эта дата является днем рождения накопительной пенсионной системы независимого Казахстана. С этого времени заработал новый принцип: «сколько накопил, столько и будешь получать». Иными словами, сограждане начали отчислять пенсионные взносы, из которых в будущем будет формироваться их же пенсия.
Напомним, что на постсоветском пространстве Казахстан первым среди стран СНГ решил отказаться от солидарной системы и перешел на смешанную пенсионную систему, основой которой должна стать накопительная. При этом солидарный компонент «распределительной» системы никуда не делся.
Дело в том, что и у накопительной, и у солидарной системы есть свои плюсы и минусы. Накопительный компонент не зависит от демографических показателей и не создает нагрузки для бюджета страны, создавая при этом пул сбережений, как базу для инвестирования в экономику государства. Но при этом зависит от экономической ситуации в стране, а также от результатов инвестиционного управления пенсионными активами.
К преимуществу солидарного компонента относится то, что выплаты осуществляются в заранее определенном размере в зависимости от возможностей странового бюджета. Однако при этом наблюдается высокая зависимость от демографических показателей, что в условиях общемировой тенденции – старения общества – приводит к увеличению налоговой нагрузки на работоспособное население
Отметим, что во многих странах давно поняли, что «зацикливаться» на какой-то одной системе не стоит и начали внедрять смешанные, где пенсия складывается за счет выплат из двух источников: из государственного бюджета и за счет собственных накоплений.
От конкуренции к единству
Конкуренция на пенсионном рынке Казахстана сначала давала вполне положительный эффект, но со временем начали проявляться слабые места частных фондов. Периодически проявлялась «нездоровая конкуренция», когда фонды не вовлекали в накопительную пенсионную систему новых людей, а переманивали клиентов друг у друга. Зачастую в погоне за большой прибылью они вкладывались в рисковые инструменты и вместо прибыли оказывались в убытке. Соответственно, свои деньги теряли вкладчики — обычные граждане.
Для должного функционирования накопительной пенсионной системы вводятся государственная гарантия сохранности пенсионных взносов с учетом уровня инфляции, а также санкции к работодателям за их не перечисление, к фондам — если те задерживали пенсионные выплаты. В 2006 году создается единый учетный центр, через который фонды переводят накопления между собой. В 2009 заработала система автоматических переводов пенсионных накоплений: накопления гражданина объединяются на одном пенсионном счете, даже если у него были счета в разных фондах.
Последние штрихи к общей картине
ЕНПФ был создан на базе ГНПФ и ему передали пенсионные активы частных накопительных пенсионных фондов. Основными задачами и целями создания ЕНПФ являются надлежащий учет пенсионных счетов вкладчиков, контроль их состояния, внесение своевременных изменений, связанных с естественным движением средств и проведение информационно-разъяснительной работы, а также осуществление выплат пенсионных накоплений.
Создание ЕНПФ позволило сократить операционные и административные расходы. Соответственно, уровень комиссионных вознаграждений был значительно снижен по сравнению с комиссиями, взимаемыми частными фондами. Также устранен риск совершения заведомо убыточных сделок с аффилированными лицами. Напомним, что согласно Закону Республики Казахстан доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ осуществляет Национальный Банк РК. Прекратилась злокачественная миграция вкладчиков из одного фонда в другой, что способствовало снижению общей эффективности системы.
В последние годы пенсионная система активно эволюционирует от смешанной накопительно-солидарной к преобладающему накопительному элементу. Сегодня выплаты состоявшимся пенсионерам порядка 80−85% складываются из государственных пенсий (базовой и солидарной). Но ситуация постепенно будет меняться. В 2040-х на пенсию начнут выходить люди, не имеющие стажа до 1998 года, соответственно, они смогут рассчитывать только на накопления и базовую пенсию, которая с 1 июля 2018 года также зависит и от стажа участия в накопительной пенсионной системе.
Источник 365info