Трансфертное ценообразование в Казахстане

0
10747
КЕРИМ КОЖАХМЕТОВ, генеральный директор ТОО FinExpertiza Kazakhstan
– Керим Каребаевич, ваша компания успешно работает на казахстанском рынке по предоставлению услуг в области трансфертного ценообразования. Какие компании должны следовать законодательству о трансфертном
ценообразовании?
– В целом все международные группы компаний должны следовать законодательству о
трансфертном ценообразовании, потому что они состоят из нескольких организаций. И когда эти организации заключают сделки друг с другом, то теоретически они могут установить любую цену для сделки, так как являются участниками одной группы. Это все равно что продать квартиру или машину члену своей семьи, мы ведь всегда
стараемся идти навстречу родным. Вот откуда весь негатив по отношению к ТЦО: некоторые компании игнорируют рыночные цены, чтобы манипулировать налогооблагаемыми доходами.
– Что необходимо компаниям, для того чтобы соответствовать законодательству о трансфертном ценообразовании?
– Необходимо знать, что информация обо всех сделках с иностранными взаимозависимыми лицами отправляется в налоговые органы. Специально для целей трансфертного ценообразования введена отчетность по мониторингу сделок, введено понятие диапазона цен, четкая иерархия источников информации, представлена возможность подписания соглашения по применению трансфертного ценообразования.
В соответствии с нормами закона сделки должны совершаться на принципах открытого рынка по рыночным ценам. В противном случае предусматривается корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, и доначисление налоговыми органами соответствующих налогов, применение штрафных санкций. Положения Закона РК о трансфертном ценообразовании регулируют отношения по сделкам купли-продажи товаров, выполнению работ, оказанию
услуг по международным деловым операциям и устанавливают меры государственного контроля при трансфертном ценообразовании между зависимыми и взаимосвязанными сторонами.
Поэтому все цены, применяемые в таких контролируемых сделках, следует сравнивать с рыночными. И процедура выведения всех этих расчетов и цифр, корректировок и допущений достаточно сложная, поэтому ее лучше доверить профессионалам.
– Как осуществляется контроль над ТЦО со стороны государства?
– Согласно Закону о трансфертном ценообразовании контроль осуществляется по международным деловым операциям, под которыми понимаются экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров; сделки по выполнению работ,
оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянногоучреждения; сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами
территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
Мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным
органом (например, сырая нефть, золото, сахар, строительные работы, маркетинговые услуги и т. д.).
– Как согласно Закону о ТЦ определяется рыночная цена?
– Законодательство позволяет применять следующие методы определения рыночной цены:
1) метод сопоставимой неконтролируемой цены;
2) метод «затраты плюс»;
3) метод цены последующей реализации;
4) метод распределения прибыли;
5) метод чистой прибыли.
При невозможности применения метода сопоставимой неконтролируемой цены, который применяется чаще всего, последовательно применяется один из перечисленных методов.
Метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется путем сравнения цены сделки на товары (работы, услуги) с рыночной ценой с учетом диапазона цен по идентичным товарам (работам, услугам) в сопоставимых экономических условиях.
При определении рыночной цены товара (работы, услуги) учитывается информация о ценах на товары (работы, услуги) на момент реализации этого товара (работы, услуги).

– При использовании метода «затраты плюс» рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как сумма произведенных затрат (расходов) и наценки. Для определения затрат учитываются расходы на производство (приобретение) и (или)реализацию товаров (работ, услуг), затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Наценка определяется таким образом, чтобы обеспечить средний диапазон сложившихся для данной сферы деятельности норм рентабельности, который рассчитывается, исходя из диапазона норм рентабельности в сопоставимых экономических условиях. Рентабельность для данной сферы деятельности определяется на основании данных органов государственной статистики Республики Казахстан, органов государственных доходов и других источников информации.

При использовании метода цены последующей реализации рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как разность между ценой, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и подтверждаемыми затратами (расходами), понесенными покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работы, услуги)), а также его маржой. Маржа должна соответствовать диапазону маржи.

При использовании метода распределения прибыли определяется прибыль от сделки, которая должна быть распределена между участниками сделки. Такая прибыль распределяется между участниками сделки в соответствии с экономическим обоснованием, функциональным анализом, соглашениями, принятыми в соответствии с принципом «вытянутой руки» и на основе прибыли, которую получили бы эти компании, если бы они были независимыми.

Метод чистой прибыли основывается на определении чистого дохода, который получили бы от этой сделки независимые стороны в сопоставимых экономических условиях. Чистый доход определяется с учетом одного из следующих показателей, которые сформировались по данным бухгалтерского учета:

– остаточная стоимость активов;
– объем реализации;
– затраты.
– Какие источники информации используются для определения рыночной цены?
– Для определения рыночной цены товара, работы или услуги используются источники информации в установленной очередности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан:
1) официально признанные источники информации о
рыночных ценах;
2) источники информации о биржевых котировках;
3) данные государственных органов, уполномоченных органов других государств и
организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;
4) информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования, информация, предоставляемая участниками сделок, и иные
источники информации.
– Какие услуги в сфере ТЦО предлагает компания FinExpertiza Kazakhstan?
– Мы предлагаем нашим клиентам такие услуги, как подготовка документации о трансфертном ценообразовании, разработка политики трансфертного ценообразования, внесение изменений в политику трансфертного ценообразования,
разработка правил и подготовка отчетности по мониторингу сделок, подтверждение трансфертных цен и т. д.

Мы консультируем компании по подготовке глобальной и национальной документации, отчетов по новым требованиям трехуровневой документации.

У нашей компании достаточно ресурсов для соблюдения требований закона о ТЦО. В FinExpertiza Kazakhstan работают квалифицированные сотрудники, обладающие казахстанскими и международными сертификатами, такими как Certified Pubic Accountant (СРА), The Association of Charterеd Certified Accountants (АССА), Chartered Financial Analyst (CFA) и т. д.

Сотрудники нашей компании стремятся к постоянному повышению своего профессионализма и совершенствованию знаний, навыков и умений, которые могут быть полезными при исполнении их должностных обязанностей.

– Благодарю вас за интересную беседу.

 

Беседовал Леонид Степанов

Фото: Вероника Полбина