Рестарт бизнеса в кризис. 7 важных вопросов для быстрой перезагрузки.

Каждый из предпринимателей справляется с кризисом по-разному, но каждому нужна в большей или меньшей степени перезагрузка, некое обновление. Как минимум, морально-эмоциональное.

 

Ситуация у каждого своя, каждый бизнес до кризиса был на разном уровне и финансов (финансовая подушка или поддержка инвесторов), готовности вести бизнес удаленно (систематизация, дисциплина и лояльность команды), коммуникации со своим потребителем (соцсети, интернет магазины), ну и элементарно нужно учитывать спрос рынка в карантине на ту или иную продукцию.

 

Конечно, мне всегда приятнее разбирать ситуации индивидуально, учитывая состояние и настрой первого лица — от этого слишком уж много зависит. Но и конечно, исследуя ситуацию в бизнесе — количество реальных ресурсов, отношение команды к ситуации (внутри компании и на рынке) и к директору, поведение потребителей — можно усилить бизнес более качественно. Но так как это статья и читать её всем категориям предпринимателей, давайте задумаемся вместе, не ответы на важные вопросы, а наоборот. Возможно, кому-то будет полезно получить правильные вопросы, а не только общие советы.

 

  1. Вопрос первый. Для ре-старта бизнеса, как для и для старта и для ведения — важно состояние собственника. Задайте себе вопрос — как мне увеличить свою веру в свой бизнес, свои цели, свою команду, в себя? Как мне себя настроить так, чтобы за мной снова пошли люди? Куда я хочу их привести? Какие мне нужно подобрать слова и смыслы для выхода из сложившейся (у каждого своей) ситуации? Первое, что делает первое лицо — берет на себя ответственность. Теперь идем дальше.

 

  1. Вопрос второй. А есть ли рынок? Нужно качественно и свежим взглядом взглянуть на отрасль, посмотреть на рынок, узнать состояние и отношение клиентов к кризису. Посмотрите, что на рынках в соседних регионах. Возможно, у ваших клиентов (как у большинства моих ) все хорошо, а возможно вам нужно искать новых потребителей и новые рынки для своего же товара или услуги, не зацикливаясь на прошлых успехах. А возможно для тех же клиентов предложить другой продукт. Рынок — это четыре составляющие и все они должны быть в форме, должны быть более менее живыми. Это — ваш клиент, ваши поставщики, ваш продукт и ваша компания как диспетчер внутри этого всего. Проверьте все позиции.

 

  1. Сделайте SWOT анализ своего бизнеса, сравните свои показатели, свою ситуацию с ближайшими конкурентами. Да, сперва нужно смотреть исключительно на себя, но если вы в порядке — то нужно посмотреть и вокруг. Качественный анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон своей команды, продукта и рынка поможет включить логику и закатав рукава сделать качественный ре-старт своей компании. Иногда, мы думаем, чтоу нас все плохо, а подняв немного голову, понимаем, что вы очень даже ничего и способны на многое.

 

  1. Если собственник настроен активно, рынок есть, компания жива и готова конкурировать, то пора задать один из самых главных вопросов. А что с моей командой? Возможно, все на месте, а возможно, вы не досчитались пары важных сотрудников (и я не про количество, а про моральный дух). Команду важно было держать в тонусе в течение всего карантина, даже если вы отпускали людей в отпуск, мы об этом уже говорили, но самое важное — настроить людей на более мощную работу после карантина. Вы можете найти сейчас прекрасных людей из тех бизнесов, что приостановились и кто сделает это раньше, тот выйдет точно сильнее после кризиса, так как командная энергия — это один из ТОП-3 важнейших принципов роста.

 

  1. А теперь время честных и, возможно, не самых приятных вопросов. Вопрос №5: что мы делали не совсем правильно, что привело компанию в кризис? Кроме карантина и массовой паники. Постарайтесь найти причину внутри. Какие действия привели нас к потере доли рынка? Почему у конкурентов работал онлайн-магазин, а у нас так и не пошло? Почему я не построил систему управления для большей устойчивости? Почему не накопили достаточно резервных денег? Почему моя команда не была готова морально к кризису? Отвечайте честно, подключите ключевых и самых лояльных сотрудников к обсуждению. Этот мозговой штурм пригодится вам для большей ответственности внутри коллектива, вы поймете, что ситуации разные, что вы могли войти более подготовленными к кризису, но что-то упустили. Если это так — лучше это увидеть прямо сейчас. И в будущем исправить.

 

  1. А теперь соберите всех членов команды и проведите длинный и продуктивный мозговой штурм на тему «Как нам это исправить?». «Это» — все ваши ответы в предыдущем пункте. Поверьте, так сотрудники смогут включиться быстрее в командную игру и начать искать решения. А когда есть проблемы и мы видим их причины — именно решения выводят нас оттуда.

 

  1. Ну и последний вопрос, на закуску. Задавайте его после встречи с командой, себе. Это главный вопрос первого лица самому себе — ЧТО И КАК Я МОГУ СДЕЛАТЬ ЕЩЕ, ЧТОБЫ УСИЛИТЬ СВОЮ КОМАНДУ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КОМПАНИИ И ЕЁ РОСТА? Поверьте, это важный вопрос. Если у лидера есть цель и есть команда -это его основной вопрос.

 

До новых встреч после кризиса, берегите себя и свои бизнесы.

С уважением, Александр Змановский (инстаграм: @zmanovskyy)