Цифровизация страхового рынка

0
2215

C 1 января 2019 года в Казахстане на смену бумажным полисам по обязательным видам страхования пришел электронный полис. Теперь водителю не нужно брать с собой кипу бумаг: сотрудники дорожной полиции смогут сами при патрулировании выявлять транспортные средства или водителей, не имеющих страхового полиса.

Председатель Правления страховой компании «Сентрас Иншуранс» Бейбит Турысбеков рассказал, как изменился страховой рынок после введения электронного полиса, как будет работать обязательное социальное медицинское страхование, и поделился планами компании на будущее.

– Бейбит Абдиманапович, что изменится с внедрением онлайн-страхования, какие новшества принесет цифровизация страхового рынка?

– Еще пару лет назад мы с сомнением относились ко всем банковским операциям, проведенным через сайты или мобильные приложения. Сейчас не найдется такого человека, который бы не знал обо всех плюсах интернет-транзакций. Похожая ситуация сложилась и в онлайн-страховании. Люди пока не привыкли доверять покупку своего полиса «бездушной машине», поэтому мы стараемся упростить этот процесс и сделать его максимально понятным для каждого.

Для самих страховщиков внедрение электронных полисов – это прежде всего автоматизация финансовых потоков и интеграция с различными базами данных, например ЕСБД (Единая страховая база данных). Кроме того, это поможет избавиться от поддельных бумажных полисов и мошенничества.

Благодаря онлайн-страхованию появилось больше возможностей для клиента. К примеру, в прошлом году покупка полиса на сайте состояла из нескольких этапов: отправление заявки, обработка ее через оператора кол-центра и отправка готового полиса через курьера. Чаще всего, чтобы получить долгожданный документ на руки, приходилось ждать не один день. С 1 января эта процедура стала намного удобнее для клиента. Сейчас приобрести страховку можно за 3 минуты на kupipolis.kz, минуя все вышеупомянутые процедуры. Ежедневно только в «Сентрас Иншуранс» онлайн оформляются свыше 2 500 полисов, и эта цифра растет с каждым днем.

Мы стараемся создать идеальные условия, чтобы любой желающий мог бы получить необходимую консультацию, расчеты, рекомендации максимально быстро, качественно и без дополнительных вложений или комиссии. Поэтому мы запустили полностью обновленный сайт – kupipolis.kz. Это своего рода интернет-магазин, где можно купить около 20 страховых продуктов, из которых 10 – добровольные виды. На данный момент «Сентрас Иншуранс» – единственная компания в Казахстане, где представлена такая большая линейка онлайн-продуктов. С помощью личного кабинета клиент может купить, переоформить, продлить полис, посмотреть, когда истекает страховка, и так далее.

Для большинства людей страхование – это в первую очередь выплаты по страховому случаю. Поэтому в будущих планах создать сервис онлайн-выплаты, чтобы клиент мог получить компенсацию ущерба автоматически через сайт. Необходимо будет лишь заполнить данные и приложить документы. Работа над внедрением этого сервиса уже вовсю кипит. «Цифровизация поможет избавиться от поддельных бумажных полисов и мошенничества».

– Можем ли мы говорить о каких-либо изменениях в потребительском поведении нового поколения клиентов?

– Несомненно, глобальные тренды цифровизации приводят к созданию нового поколения клиентов. Эти клиенты, выросшие на технологиях, предъявляют повышенные требования к онлайнсервису, это сказывается на развитии технологии в страховых компаниях. Портрет современного потребителя страховых услуг в Республике Казахстан за последние несколько лет очень изменился. Наши клиенты стали более требовательны к предлагаемым на рынке страховым продуктам, они запрашивают подробную информацию от страховых компаний, что говорит о формировании культуры страхования в целом.

Спрос на продукты страхования в добровольной форме тоже стабильно растет, но в розничном сегменте в основном сфокусирован на небольшой стоимости в рамках предложения страховщиками стандартизированных продуктов (так называемых «коробочных продуктов»), а также обеспечения легкого, быстрого и удобного способа получения услуги (зачастую самостоятельно), которая предоставляется через Интернет.

– С 2020 года казахстанцы смогут получать медицинские услуги по обязательному социальному медицинскому страхованию (ОСМС). Хотелось бы узнать поподробнее, как будет работать ОСМС и каковы его основные преимущества.

– На сегодняшний день система обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан работает только в части осуществления отчислений и (или) взносов в фонд социального медицинского страхования. Идет процесс накопления денежных средств на обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного социального медицинского страхования за счет обязательных отчислений работодателей за своих наемных работников. Все остальные плательщики (индивидуальные предприниматели – физические лица, работающие по договорам гражданско-правового характера) начнут производить отчисления только с 2020 года.

Оплата по ОСМС будет производиться за счет взносов с дохода. Для работников он составит 1% от зарплаты, для работодателей – 2%.

Главное отличие ОСМС от добровольного страхования – это то, что медицинские услуги будут оказываться вне зависимости от производимых взносов. Пакет ОСМС покрывает не ограниченные определенной суммой медицинские услуги, открывает доступ к дорогостоящему лечению. В 2020 году такой пакет будет включать профилактические осмотры, прием, консультации и процедуры у узких специалистов, лабораторную диагностику, стационарозамещающую и стационарную помощь за исключением случаев лечения заболеваний в рамках базового объема помощи, медицинскую реабилитацию позднего этапа, лекарства за счет страховки по заболеваниям, которые не покрываются гарантированным объемом помощи. За небольшие деньги вы получите необходимую помощь в самый нужный момент.

– Какие цели и задачи стоят перед компанией «Сентрас Иншуранс» в ближайшей перспективе?

– На сегодняшний день мы придерживаемся стратегии развития прибыльных сегментов отрасли. В ближайшей перспективе компания планирует развивать и увеличивать объем добровольных видов в структуре страхового портфеля, таких как:

  • добровольное страхование автомобильного транспорта;
  • добровольное страхование на случай болезни;
  • добровольное страхование имущества;
  • добровольное страхование от несчастного случая.

В том числе компания занимается развитием партнерских отношений и обеспечением интеграционных возможностей для данного канала продаж.

Мы создаем широкий спектр линейки «коробочных продуктов», которые в добровольной форме реализованы онлайн. «Коробочные продукты» покрывают риски, часто возникающие в повседневной жизни, это понятные и недорогие продукты. Например, в «Сентрас Иншуранс» максимальный лимит в страховании имущества по Алматы и НурСултану составляет до 7 млн тенге и покрывает такие риски, как затопление, прорыв труб, пожар. В таких случаях на ремонт этого будет вполне достаточно. Застраховать таким образом свою квартиру или дом, арендованное помещение и даже свой бизнес можно на сайте за пару минут.

В «Сентрас Иншуранс» максимальный лимит в страховании имущества составляет до 7 млн тенге.

В ближайшей перспективе наша стратегическая цель – стать передовой компанией в онлайнстраховании. В этом направлении – будущее всего страхового рынка.

Беседовала Адель Ануарбекова

Фото: Вероника Полбина