Наука и бизнес

0
821

Умные, талантливые и очень скромные – такими являются сотрудники ТОО «ОхТес»,казахстанского стартапа, занимающегося нанесением гальванических покрытий. Люди с горящими глазами и большим энтузиазмом, серьезным багажом знаний и любовью к труду.

«Мы люди науки, – скромничает Алина Галеева, директор компании, – мы больше увлечены процессом, технологией, чем продажами, но понимаем, что для того, чтобы бизнес был успешным, необходимо сосредоточиться на поиске инвесторов, новых клиентов и заняться продвижением своего дела». На самом же деле проект ТОО «ОхТес», рожденный в стенах Казахского национального университета им. аль-Фараби, – настоящий пример продуктивного альянса науки и бизнеса, который демонстрирует хороший темп развития, а главное – уже является партнером известных казахстанских компаний.

– Алина, нам известно, что идея создания компании была продиктована потребностями рынка. Расскажите подробнее, как именно появилось ТОО «ОхТес».

– Пару лет тому назад к нам – ученым Центра физико-химических методов исследования и анализа КазНУ имени аль-Фараби – обратился директор завода по производству железнодорожной автоматики «СП «КазЭлектро- Привод». Завод был открыт как совместное предприятие одного из подразделений «Қазақстан Темір жолы» и французского машиностроительного гиганта ALSTOM. «КазЭлектроПривод» тогда начал производить стрелочные приводы – те самые, что переводят рельсы на желез- ной дороге. Причем у них не отверточное производство, все детали вытачиваются здесь – в Казахстане. Компания столкнулась с большой проблемой. Поверхность изготавливаемых деталей должна быть покрыта антикоррозионным слоем на основе цинка методом электролитического (гальванического) осаждения, все в соответствии с технологическими инструкциями ALSTOM и международными стандартами. Делать это в Казахстане было некому, и дирекция, уже отчаявшись, обратилась к нашему заве- дующему лабораторией технологий электрохимических производств профессору Андрею Петровичу Курбатову с просьбой разработать технологии нанесения покрытий и по возможности организовать цех для этого. Мы – специалисты в области электрохимических технологий, нам доводилось разрабатывать новые технологии для разных предприятий, но задача поставить свое производство в полупромышленных масштабах была для нас новой.

– При какой поддержке было открыто производство? Кто является спонсором/инвестором? 

Приблизительно в это время мы выиграли грант Всемирного банка и МОН РК на развитие технологии получения самовосстанавливающихся покрытий, в рамках которого мы смогли организовать небольшой цех на факультете химии и химической технологии КазНУ имени аль-Фараби. Позднее именно здесь мы разверну- ли гальваническое производство цинковых покрытий для деталей стрелочного электропривода и других машин, приборов. Наша красавица, начальник цеха Александра Высоцкая буквально после студенческой скамьи с головой окунулась в проблемы гальванических технологий. И теперь успешно их решает. Кстати, этот цех стал еще и площадкой для обучения студентов. Возможности цеха используются при преподавании некоторых дисциплин кафедры аналитической, коллоидной химии и технологии редких элементов. И работают у нас в компании в основном выпускники университета. Так, недавно в нашу команду влились Нариман Белгожа и Алексей Ткаченко.

– Какими именно видами покрытий вы занимаетесь? Какими металлами?

– На данный момент мы занимаемся двумя видами покрытий: антикоррозионными для нужд промышленного сектора и декоративными для сувенир- ной и ювелирной отрасли. Природа покрытия может меняться по необходимости. Сейчас мы можем делать цинковые, никелевые, медные, хромовые, золотые, серебряные, оксидные и другие покрытия.

– Для чего необходимы и в каких сферах востребованы такие покрытия?

– Область использования гальванических покрытий очень обширная. Как я уже говорила, это антикоррозионные, где основной функцией является защита от коррозии; декоративные – блестящие, матовые, разно- цветные. Есть покрытия и специального назначения, например, для увеличения твердости или износоустойчивости. Можно нанести магнитные или жаропрочные покрытия. Гальванические покрытия могут быть как из одного металла, так и из сплава. Они могут быть и двух-, трехкомпонентными и включать в себя частицы неметаллов. А есть вообще неметаллические покрытия, но также выполняющие защитную роль. Так, например, анодирование алюминия и его сплавов очень востребовано в авиастроении, так как позволяет надежно защитить алюминиевые части летательных аппаратов от атмосферной коррозии.

– В чем заключается суть гальванического процесса?

– Процессы получения гальванических покрытий любого вида в целом схожи. Для этого вам необходимо иметь электролизер, то есть емкость с раствором электролита, содержащего соль нужного металла, электроды и источник электрического тока. Вы опускаете деталь, которую хотите покрыть, в электролизер, устанавливаете необходимое значение электрического тока, при необходимости нагреваете раствор. Под воздействием электрического тока начинается электрохимическая реакция, как правило, восстановление до металла. Варьируя состав электролита, температуру, плотность тока, можно получать покрытия разной природы и структуры. Даже из одного и того же электролита можно получить матовые или блестящие покрытия. В общем-то, все достаточно просто.

– Расскажите о декоративном направлении вашей деятельности. С какими компаниями вы уже работаете, а какие могут заинтересоваться сотрудничеством с вами: дизайнеры интерьеров, производственные или рекламные компании?

– Есть у нас еще одно направление. Оно имеет даже от- дельное название, можно даже сказать, торговую марку. Это Chem&Art. When science and art meet. Это направление стало развиваться благодаря творческим способностям и таланту моей студентки Динары Алимбай. Так ее хобби переросло в полноценный бизнес. Мы используем технологию фотолитического травления для пере- носа изображения на металл. Похоже на лазерную технологию, но значительно дешевле. Сочетая травление и гальванические покрытия, мы создаем красивые вещи. Причем многие из них сделаны нами полностью – от разработки дизайн-концепции до производства. Хотя данное направление работает недавно, мы уже успели выполнить заказы для достаточно крупных организаций, таких как ООО «Экстремальная атлетика», Назарбаев Университет, КазАтомПром и другие. В наших планах запустить линейку аутентичных современных сувениров как для массового потребителя, так и категории VIP. У нас много идей создания интересных вещиц, например, для кафе и ресторанов, на основе натуральных компонентов типа металла и дерева. Также мы мог- ли бы сотрудничать с уже известными рекламными компаниями, изготавливая для них либо элементы, либо полностью готовую продукцию. Так, например, нашим постоянным партнером является ТОО «IdealDesign», известное своей качественной сувенирной продукцией, производимой именно в Казахстане.

– С точки зрения инвестиций, сколько нужно вложить в ваш проект, чтобы вывести его на общегосударственный формат?

– В этом году мы прошли отбор в программу акселерации Startup Kazakhstan, где помимо обучения получили некоторые инвестиции, которые потратили на модернизацию нашего цеха промышленных покрытий. Кроме того, мы планируем купить оборудование, которое упростит предварительную обработку металла – шлифование, полирование, резку и т. п.

Конечно, для достижения наших глобальных целей и реализации всего задуманного необходимы еще финансовые вливания. Например, для организации линии по изготовлению сувениров для массового потребителя через онлайн-магазин на первых порах необходимо по- рядка 100 тысяч долларов.

Беседовала Адель Ануарбекова

Фото: Вероника Полбина