Путин пытался сгладить непопулярность пенсионной реформы

0
343

Одним из важнейших элементов стабильной социальной жизни в любой стране и показателем ее успешного развития является обеспечение своим гражданам достойной жизни в старости. Это то, как живут в данной стране среднестатистические пенсионеры, достаточный ли уровень замещения зарплаты пенсией, насколько «ликвидны» их финансовые возможности, есть ли большое разделение пенсионного обеспечения тех или иных категорий и т д. Тема «пенсия» – одна из самых популярных и животрепещущих в современном мире, поскольку, без сомнения, касается всех и каждого.

История пенсий

В России пенсии вводились постепенно начиная с XVII века еще Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом. Впоследствии пенсионная система в России включила в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками», и уже к 1914 году право на пенсии получили практически все служащие и работники казенных учреждений и предприятий. Правда, крестьяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

В то время пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет, а проработавшие не менее 25 лет получали пенсию в 50% от своего оклада. При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было. Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 — до 1/3 оклада. Размер пенсии обжалованию не подлежал, но если пенсионер умирал, то его семья продолжали получать пенсию.

После образования СССР все царские пенсии упразднили одним махом. Только в 1930 году было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», а в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин, действующий до настоящего времени. Но только с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим. Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, при Никите Сергеевиче Хрущеве, которому до сих пор ставят в заслугу то, что он впервые ввел пенсии колхозникам.

Новые экономические реалии, возникшие после крушения СССР в начале девяностых, потребовали глубокого изменения существовавшей пенсионной системы, которая на тот момент не могла обеспечить жизнь пенсионеров даже на минимальном уровне.

Последняя пенсионная реформа, поразившая страну в 2015 году, ввела в действие новые правила и понятия, которые действуют и поныне. Разработана новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии, вводится новый порядок формирования пенсионных прав: учитывается стаж, размер страховых отчислений и возраст выхода на пенсию. Появляется накопительный компонент пенсии, который замораживается и затем трансформируется в страховые отчисления, направляемые на формирования страховой части пенсии.

Однако камнем преткновения пенсионной реформы, ее самым острым и болезненным элементом остается возраст выхода на пенсию. По данным Росстата, общая средняя продолжительность жизни в России составляет около 68 лет, что соответствует «сроку дожития» около 11 лет, а не 20 годам, которые закладывает правительство  в расчет нового пенсионного возраста. Иными словами пресловутый «срок дожития» — это период выплаты накопительной пенсии или средний срок жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Именно этот вопрос стал предметом жарких дискуссий в обществе, породивших открытое раздражение населения и резкое снижение популярности власти.

Так в России случалось практически все последние годы. При решении жизненно важных, резонансных и болезненных для нас вопросов последнее слово оставляют за президентом России Владимиром Путиным. А накал страстей вокруг пенсионной реформы во всех эшелонах власти заставил Владимира Владимировича сегодня напрямую обратиться к нации. И он, как всегда справляется с этим блестяще, действует как истинный народный защитник, умело умиротворяя крайние позиции сторон и направляя общественное мнение по пути консенсуса. По сути, сегодняшнее выступление главы государства в отношении пенсионной реформы  – последний и самый весомый аргумент власти в пользу реализации пенсионной реформы и ее закрепление на законодательном уровне уже до конца текущего года.

В своем выступлении он похвалил правительство за то, что при подготовке изменений пенсионного законодательства оно руководствовалось жесткими расчетами и дал понять, что помимо «жестких расчетов», при реформировании пенсионной системы нужно иметь в виду «разные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются люди». По сути, президент РФ поддержал позицию  правительств, что альтернативы повышению пенсионного возраста нет, и власти не намерены отказываться от этой меры. Вместе с тем, он сделал особый акцент на то, что любое реформирование пенсионной системы в любой стране, являющаяся всегда непопулярной, должна  сопровождаться определенным компенсаторным механизмом, который он предложил разработать всем ветвям власти. Практически президент назвал те параметры, которые были озвучены  на парламентских общественных слушаниях 21 августа.

Это уменьшение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, против предложенных ранее 63 лет, и право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Контроль и законодательная защита работников предпенсионного возраста, возможность их переквалификации или получение повышенного пособия по безработице в случае утраты работы. Это сохранение льгот при достижении «старого» пенсионного возраста (освобождение от налогов на недвижимость, бесплатный проезд общественным транспортом, оплата ЖКХ и медобслуживания).

Хочется верить, что эти нововведения смогут послужить на благо россиянам.

Геннадий Попов, аналитик компании «ФинИст»